Allesya.ru

Женский журнал Алеся
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каждый третий россиянин считает, что родители имеют право бить детей

Бить нельзя помиловать: сколько россиян поддерживают физические наказания

Об экспертах:

  • Александр Колмановский, психолог, специалист по семейным и детско-родительским отношениям;
  • Лиза Лазерсон, режиссер, журналистка;
  • Елена Фейгин, когнитивно-поведенческий и семейный терапевт, докторант университета Зигмунда Фрейда (Вена);
  • Илья Хломов, гештальт-терапевт, специалист центра адаптации подростков «Перекресток».

Агентство «Михайлов и Партнеры» провело всероссийское исследование «Воспитание и наказание: взгляд поколений», чтобы выяснить, как относятся к воспитанию в российских семьях, какие наказания применяют и как отличаются взгляды у молодежи и более старшего поколения на этот вопрос.

Людмила Горюнова, генеральный директор агентства «Михайлов и партнеры. Аналитика»:

«Мы задумывали исследование, чтобы изучить конфликт поколений, однако на практике не увидели какого-то существенного разрыва. Наоборот, родители на фокус-группах все время говорили: мы хотели бы прислушаться к ребенку, понять, чего он хочет. Они утверждали, что почти не конфликтуют с детьми, хотя со своими родителями у них конфликты были постоянно.

Мы поделили респондентов на две условные группы — «старшее поколение» (31-55 лет) и «молодежь» (14-30 лет). Конечно, это обобщение, и, например, миллениалы — те, кому сегодня 30-35 лет — в итоге оказались в разных группах, хотя это одно поколение. Но так проще всего увидеть глобальную разницу мнений, не отвлекаясь на множество разных групп».

Без штампа в паспорте: имущественные проблемы гражданских супругов

Гражданским браком в обиходе принято называть совместное проживание без регистрации в органах ЗАГС. Его предпочитают 10% россиян, но это вовсе не альтернатива официальному браку, предупреждает Татьяна Баклашова, юрист ЮФ ЮСТ ЮСТ Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 13 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 16 место По количеству юристов 20 место По выручке × . Да и в законе даже нет такого термина. Например, Третий кассационный суд общей юрисдикции указал, что «фактическое совместное проживание гражданским браком не является» (определение по делу № 88-2409/2019 ). Так что с юридической точки зрения отношения без регистрации верно называть скорее «сожительством». Оно не порождает имущественных прав и обязанностей партнеров. Наталья Пацева, управляющий партнёр FTL Advisers FTL Advisers Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Комплаенс группа Управление частным капиталом группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × , приводит примеры:

  • имущество не признается совместно нажитым;
  • заемные обязательства не являются общими;
  • гражданский супруг не входит в очередь по наследству.

Не совместное, а личное

По общему правилу в отношениях гражданских супругов нет понятия «совместное». Пары могут приобретать машины, квартиры и дома вскладчину, но оформлять лишь на одного из сожителей. Они не задумываются, что после разрыва будет сложно вернуть вложенное. Тот, кто тратил деньги, обычно пытается признать нажитое совместной собственностью, отмечает Баклашова. Но суды чаще всего отказывают, ведь совместное проживание – это не официальный брак (п. 2 ст. 10 СК). Например, к таким решениям пришли суды по делам № 88-3581/2020 и № 88-6477/2020.

Далеко не всегда бывшему гражданскому супругу удается доказать материальное участие в строительстве дома или ремонте, отмечает Пацева. Пример – решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края по делу № 2-469/2019. Суд посчитал, что совместный ремонт «не влечет удовлетворения иска о признании права собственности на долю в жилом помещении». В другом деле гражданские супруги пытались разделить материнский капитал, но суд отказал, так как мужчина не был официальным членом семьи (дело № 2-778/15).

На практике редко удается претендовать и на автомобиль, говорит Зимина. Оренбургский областной суд по делу № 33-7279/2017 не разделил машину, купленную в гражданском браке: не получилось доказать, что второй партнер участвовал в покупке.

При покупке имущества нужно регистрировать его на свое имя, иначе после размолвки можно уйти ни с чем.

Екатерина Тягай, партнер Pen & Paper

С Тягай согласна и Кира Корума, партнер АК Аснис и партнеры Аснис и партнеры Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право × . Чтобы защитить свои имущественные права, сожители могут заключить соглашение о предоставлении содержания или договориться оформить имущество в долевую собственность. Например, «50 на 50» или в других долях. Зависит от того, кто сколько денег потратил. Корума предлагает и еще один вариант – заключить письменное соглашение, что покупка является общей.

Шансы есть

Имущественные отношения между сожителями регулируются общими нормами гражданского законодательства, поэтому положение гражданского супруга не совсем безнадежное. Он может попробовать получить долю в имуществе, считает Баклашова.

В пример эксперт приводит дело № 88-6477/2020. Наталья и Олег Рассказовы* состояли в гражданском браке. В этот период купили участок, на нем построили дом, обставили его мебелью и бытовой техникой. Средства вкладывали оба, а недвижимость зарегистрировали на «мужа». Затем пара решила узаконить отношения. Им даже назначили дату бракосочетания. Но свадьба не состоялась. Олег Рассказов погиб в авиакатастрофе. Тогда его сожительница обратилась в суд, чтобы признать право на половину имущества. Суд первой инстанции ей отказал, указав, что дом и участок нельзя признать совместно нажитым. А вот суд апелляционной инстанции это решение отменил.

Он указал, что для разрешения спора важно установить факт материального участия супруги в приобретении участка и строительстве дома. Истица предоставила предварительный договор купли-продажи земельного участка с подписями ее и гражданского мужа, расписки продавца земельного участка, что он получил от Рассказовой деньги в оплату. Исходя из этого, суд признал право супруги на половину дома, зарегистрированного на имя ее сожителя. Восьмой кассационный суд оставил решение без изменения.

Ипотека в гражданском браке

Зачастую общая квартира, купленная в кредит, достается тому из сожителей, на кого оформлена, говорит Зимина. Судам мало одного факта совместного проживания, нужны доказательства того, что вторая сторона тоже принимала финансовое участие в оплате ипотеки. Корума отмечает, что «даже если один из партнеров давал другому деньги и тот перечислял их в банк», то это не будет весомым аргументом в суде. Максимум, считает эксперт, он может подать иск о взыскании неосновательного обогащения, но и в таком случае его шансы на успех маленькие.

Примером служит дело № 2-1156/16. Наталья Бабушкина* и Кирилл Яровинский*, будучи в гражданском браке, взяли ипотеку. Договор с банком оформили на «жену», как и квартиру в Росреестре. Спустя время пара рассталась, сожитель пытался через суд разделить спорную недвижимость. По его словам, ипотеку они выплачивали за счет общих средств. Но суд ему отказал, так как между сторонами не было соглашения, поэтому квартира принадлежит Бабушкиной. Решение суда первой инстанции Яровинский пытался обжаловать, но безуспешно. Апелляционная инстанция тоже оказалась на стороне Бабушкиной.

В таких ситуациях Зимина советует приложить к делу переписку по электронной почте или в мессенджерах (заверенную у нотариуса), чтобы подтвердить, что ипотеку выплачивали общими усилиями, ещё могут помочь свидетели. Чтобы не остаться без квартиры, Екатерина Тягай, партнер Pen & Paper, советует еще в стадии оформления ипотеки брать кредит в равных долях. Тогда право собственности на жилое помещение будет зарегистрировано документально.

Читать еще:  Официально: Юлии Самойловой запретили въезд на Украину на три года

Проблемы с наследством

В случае смерти одного из сожителей второй не является наследником по закону и не включается в число наследников первой очереди. По смыслу ст. 1142 Гражданского кодекса ими могут считаться только официально зарегистрированные муж или жена.

В подавляющем большинстве, говорит Корума, партнер не получит наследство. Исключение – признанные иждивенцы. Но доказать это достаточно сложно, а судебная практика складывалась до недавнего времени не лучшим образом.

В суде гражданский супруг должен будет доказать, что находился на иждивении партнера в течение года, что все это время они жили вместе, а также свою нетрудоспособность (в соответствии с п. 2 ст. 1148 ГК). Значимым для формирования практики Зимина считает определение коллегии по гражданским делам Верховного суда по делу № 5-КГ20-66-К2. В нем тройка судей указала нижестоящим инстанциям на ошибки. ВС разъяснил, что иждивение не исключает собственного дохода (получение пенсии), поскольку иногда суды отказывают заявителям именно на этом основании.

Также претендовать на наследство могут и включенные в завещание сожители. При этом, говорит Тягай, нужно прямо указывать, что получит партнер после смерти завещателя.

Решить имущественный вопрос для гражданских супругов поможет «узаконивание» этих отношений, считает Пацева. По такому пути уже пошли многие страны. Например, в Англии допустимо заключение добрачных договоров. Они аналогичны нашим брачным, тоже определяют статус имущества и его принадлежность. К сожалению, в России такой практики нет, поэтому бывшим сожителям приходится в суде определять статус имущества как общего, а это сложно. Успех вовсе не гарантирован, говорит Пацева.

При приобретении имущества вне брака надо позаботиться о том, чтобы право собственности было очевидно юридически, а не на словах.

Наталья Пацева, управляющий партнёр FTL Advisers FTL Advisers Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Комплаенс группа Управление частным капиталом группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) ×

Что делать, когда дети дерутся

Причины конфликтов и их разрешения

  • Доступно на:
  • русский
  • Қазақша

Что делать, когда дети дерутся

В какой-то период многим малышам свойственно проявлять агрессию: кусаться, бить того, кто рядом. Такое поведение является формой «общения», часто единствен­ной для выражения того или иного состояния, например: «Я сержусь!».

По мере взросления дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, выражать их в социально прием­лемой форме. Очень важную роль здесь играет нрав­ственный климат семьи, поведение родителей. Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером для ребенка, т.к. ребенок учится путем подражания.

Он начинает думать, что применение физической силы – хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее – можно прибегать к нему в отношениях со сверстниками. Очень важно также, чтобы вы не били ребенка в ответ на его агрессивный выпад с целью показать, как это боль­но. Это только приведет его в замешательство: с одной стороны, вы говорите, что драться плохо, а с другой, сами бьете его. Особую проблему составляют отношения между родными братьями и сестрами. Замечено, что дети прояв­ляют больше физической агрессии против единственного брата или сестры, чем против чужих детей, с которыми они общаются. В семьях, где более одного ребенка, кон­фликты между детьми неизбежны. И вопрос не в том, как избежать или замять, а как правильно их разрешать?

Почему же возникают конфликты?

А дело заключается в столкновении интересов (любовь и внимание родителей, привлекательная игрушка и др.). В подобных случаях удовлетворение желания одной сто­роны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, ревность, гнев. В одних случаях дело кончается от­крытым спором, а в других – затаенной обидой, а, бывает, и настоящим «сражением».

Как же быть родителям в таких ситуациях?

Иногда неплохо оставлять детей, чтобы они ра­зобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые присматри­вают за событиями, это служит для малышей полезным опытом, в такой ситуации ребенок учится отстаивать себя.

Можно послать «Я-сообщение», например, «Мне не нравится, когда в доме стоит такой крик».

Физически помешать. Особое значение в укроще­нии агрессивности детей до 5 лет имеет то, что реак­ция взрослых должна быть краткой и точной. Детей надо крепко взять за руки и, строго глядя на них, твердо сказать: «Нельзя драться. Можно разговаривать и стремиться договориться».

Период успокоения часто является наиболее эффективным способом изменить плохое поведение. Маленьких детей лучше усадить на стульчики, чтобы их ничто не отвлекало, а детей постарше отправить по разным комнатам на 2-3 минуты (по 1 минуте на каждый год жизни). Только не делайте из этого наказания. Просто объясните, что вы так поступаете потому, что хотите, чтоб дети прекратили драку, и если сами они с этим не справляют­ся, поэтому вы решили им помочь. Сейчас вы объявляете тайм-аут на пару минут, до тех пор, пока они не успокоят­ся. Длинные объяснения или обвинения малоэффектив­ны. Когда ребенок возбужден, он не может успокоиться сам, а когда он сидит в тишине, он позлится и, из-за отсутствия «зрителей», остынет.

Очень сильный прием, чтобы остановить драку – отсроченное объяснение. «Сейчас ты не будешь этого делать, а почему – я тебе объяс­ню потом». Во-первых, за вами остается контроль за ситуацией, во-вторых, вы не вступаете в объяснения и не даете ребенку завязать перепалку с вами, в-третьих, неизвестность и любопытство остановят его.

После того, как эмоции поутихли, присядьте вместе с детьми, ласково дотроньтесь до них, обнимите, возьмите за руку (тактильный контакт снимает напряже­ние). Посмотрите на каждого, не осуждая и не сердясь – не надо запугивать их.

Опишите словами то, что вы видели и чувствовали во время их драки, не осуждая ее участников. Прояс­ните конфликтную ситуацию, выслушайте каждую из сто­рон, уточните, в чем же состоит проблема, а именно: что хочет или не хочет ребенок, что ему нужно или важно и т.п. Очень важно при этом, чтобы ребенок, который ждет своей очереди высказаться, был уверен, что и его скоро выслушают, что ваши симпатии не на стороне «против­ника». Поэтому, слушая одного ребенка, хорошо взгля­дом, прикосновением, кивком головы посылать другому сигналы о том, что вы помните и о нем тоже.

Отнеситесь с пониманием и сочувствием к их злости по отношению к своему сопернику, не отрицая и не пытаясь унять это чувство. Например, если ваш ребенок говорит: «Я ненавижу его!», отреагируйте так: «Сейчас можно понять твою злость на Дамира».

Чувства, к которым относятся с пониманием и сопе­реживанием, утрачивают свою силу. Помните, что эмоции максимум длятся 10-15 минут. Помогите детям осмыслить, что именно они чувствуют, какое событие или поступок другого вызвало это чувство. Попросите ре­бенка сказать об этом другому ребенку. Помогите детям высказать свои пожелания.

Далее спросите у детей: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» Следует поощрять детей предлагать свои ва­рианты. При этом ни одно, даже самое нелепое предложение, не отвергается, они просто набираются. Позже можно внести и свои предложения. Перейдите к совместным обсуждениям и выбору наиболее приемлемого варианта. Не принимайте решение за детей, помогите им самим договориться.

Обсудите с детьми, каким образом можно достичь выполнения принятого решения, что для этого, кому нужно сделать.

Читать еще:  Андрей Чернышев женился на возлюбленной после 10 лет отношений

Когда дети начинают узнавать друг друга, слушать друг друга, разговаривать друг с другом, открыто выражать свои чувства (обиду, раздражение, гнев), у них начина­ет развиваться взаимодействие, которое помогает им справляться с подобными ситуациями и чувствами в дальнейшем.

Поощряйте своих детей за положительное поведение, например, хвалите, когда они мирно играют. Скоро они увидят, что получают больше вашего внимания за то, что они хорошие. Объясните детям, что лучше сказать сло­вами о своих чувствах, когда они злятся или расстроены, потому что вы сможете им помочь. Можно сказать: «В этой ситуации тебе хочется ударить, но это неправильно. Лучше скажи мне, что ты рассердился».

Расскажите детям историю из своего детства (придумай­те), и подскажите как вы справлялись с такими ситуациями.

Научите детей делиться. Это трудный процесс, и вам надо быть терпеливыми. У родителей часто бывают нереальные ожидания по отношению к своему ребенку. Не ждите, что ваш малыш будет делиться своими игруш­ками; вы, видимо, тоже не хотели бы делиться всем, чем владеете, со своими соседями.

  • Предоставьте своим детям опыт, как надо делиться. Например, делитесь с ними конфетами, фруктами, печеньем.
  • Во время игр поощряйте очередность, немного по­играв той игрушкой, которой он хочет прежде, чем поделиться ею снова.
  • Учите играть по очереди: «Теперь твоя очередь», «Поиграем этим вместе?»
  • Хвалите детей за каждую попытку поделиться.

Полезные способы для минимизации конфликтов:

Можно написать письмо обидчику, в котором совершен­но откровенно высказать все, что о нем думаешь. Мама или папа берут лист бумаги и ручку и говорят ребенку: «Диктуй, а я буду записывать». Может оказаться так, что уже в 4–5 строчке и писать будет нечего.

Ограничьте просмотр фильмов с содержанием насилия и жестокости. Дети склонны отождествлять себя с жертва­ми или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации. Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно научить их альтернативным методам выражения своих чувств.

Можно предложить детям колотить подушку или большую не­привлекательную игрушку, представив ее следующим образом: «Это подушка (игрушка) очень любит драться, и ей никогда не бывает больно. Каждый раз, когда вам захочется подраться, подеритесь с ней». После этого попробуйте немного «подраться» с ними при помощи этой подушки до тех пор, пока дети не успокоятся и не начнут улыбаться.

Можно в момент накала страстей помочь детям выразить чувства и перевести конфликт в игру. Пусть они просто громко покричат, или предложите поиграть в обзывалки. Единственное правило – слова не должны быть ругательными и обидными. «А ты колбаса…», затем, обращаясь к ребенку: «Теперь твоя очередь». В процессе такой игры острота эмоций, как правило, уходит. В конце нужно обязательно сказать друг другу что-то приятное.

Можно предложить детям комкать и рвать на мелкие кусоч­ки ненужные газеты. Вне конфликтных ситуаций для выхода накопившейся энергии можно предлагать детям поиграть в игру «Бокс», даже можно специально приобрести настоящую «грушу» и перчатки. Периоды «бокса» необходимо чередовать с периодами отдыха, по 4-5 минут. Тогда игра будет способ­ствовать развитию саморегуляции ребенка. Подойдет и игра «Подушечные бои». Можно организовать ее как спортивные соревнования. Играющие становятся на две газеты и пытаются выбить с них друг друга.

Можно разыгрывать с детьми сказки, в которых они смо­гут побывать в качестве «сильных» (Волка, Бабы-Яги ), а в другой раз «слабых» (Козленочка, Красной Шапочки) персонажей. Поведение персонажей можно изменять: например, сейчас Красная Шапочка слабая и безза­щитная, а в другой раз – смелая Красная Шапочка дает Волку отпор. Через сказки дети могут лучше осознать, каково быть в шкуре обижаемого, а также на практи­ке испробовать различные стили поведения в разных ситуациях, научиться брать на себя ответственность за то, что они делают.

Установите мирные отношения в своей семье, пусть они будут правилом. показывайте детям пример самоконтроля своим собственным поведением.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»

«Мама била, а потом плакала сама и обнимала». «Воспитание» рукоприкладством и последствия

По данным ЮНИСЕФ, 75 процентов взрослого населения Казахстана поддерживают применение телесного наказания детей «для дисциплины в семье». Эксперты называют причинами распространенности рукоприкладства неумение взрослых справляться с эмоциями и психологическую безграмотность. Они отмечают, что рукоприкладство не проходит бесследно, последствия жестокого обращения проявляются во взрослой жизни.

«ХОТЬ БЫ КТО-НИБУДЬ ВОШЕЛ. »

22-летняя уроженка Шымкента Инкар (имя изменено по ее просьбе. — Ред.) — старшая из пяти детей в семье. Сейчас она завершает учебу в алматинском университете. Инкар говорит, что она и ее сестра росли, часто подвергаясь избиениям со стороны матери.

— Она хватала нас, швыряла изо всех сил к стене. Била нас не по голове, а по мягким местам, плечам. Она сильно злилась и была не в состоянии себя сдержать. Когда она меня избивала, я мысленно давала ей отпор. «Хоть бы кто-нибудь вошел или зазвенел телефон», — молила я в такие моменты, — вспоминает она.

В детстве Инкар не понимала, почему мать набрасывалась на них с кулаками. Когда подросла, рукоприкладства стало меньше. Троих младших детей мать не била вовсе.

— Повзрослев, я стала задумываться, почему мама нас била и ругала. Я нашла ответы на все свои вопросы. Я слышала, что моя покойная бабушка, свекровь матери, была очень строгой женщиной. Когда мы были маленькими, она не ко всем своим внукам относилась хорошо. Любила детей только старшего сына. Говорят, что она житья не давала снохам. К тому же мой отец в то время прикладывался к бутылке. Я думаю, мама в то время просто срывала на нас злость. Потому что, бывало, мама кричала, била, а потом плакала сама и обнимала нас, — говорит она.

Инкар никогда открыто не обсуждала это с матерью. Лишь однажды мать обмолвилась, что «сожалеет о рукоприкладстве».

— Как-то мы с сестренками и младшим братом вспоминали их шалости, и я сказала: «Вас сейчас вообще не бьют. А вы знаете, как нам в свое время доставалось?» Услышав это, мама сказала: «Думаешь, мне хотелось вас бить?», — рассказывает Инкар.

Она не держит обиды. Говорит, что и тогда чувствовала любовь матери, и сейчас чувствует это.

— Мы носили самую красивую одежду в детском саду, в школе, она баловала нас дома вкусными блюдами. Независимо от того, сколько бы раз она нас ни била, мы были не хуже других, — считает Инкар.

«ИМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ПРОЩЕ ОТШЛЕПАТЬ РЕБЕНКА»

Родители бьют и наказывают детей, пытаясь выместить свой гнев, и это показатель их собственной беспомощности, говорит руководитель Центра семейного консультирования «Счастливая семья» автор книги «Воспитание детей без наказания» Елжас Ертайулы.

— Родители часто срывают злость на своих детях, когда не могут справиться с навалившимися на них проблемами, испытывают душевный дискомфорт. Потому что дети — самые беззащитные существа. Они не могут оказать сопротивления, ответить. Если в семье есть проблемы между мужем и женой, невесткой и свекровью, всё это накапливается. От этого страдают дети. Родители, которые накапливают негатив, готовы взорваться. Стоит ребенку что-то сделать, они срываются на нем, — говорит он.

Еще одной причиной Ертайулы называет безграмотность родителей.

— Я говорю не о безграмотности как таковой, а о недостаточных знаниях по воспитанию детей. Родители часто не понимают внутренний мир ребенка, недостаточно хорошо знают своего ребенка, не знают его особенностей и склонностей и не знают, чего ожидать от ребенка. И это зачастую приводит к наказанию. Они ожидают от ребенка невозможного. Когда ребенок не справляется, родители склонны злиться, — объясняет эксперт.

Читать еще:  Полина Гагарина показала идеальную фигуру через две недели после родов

По его мнению, некоторые родители пытаются решить многие проблемы в воспитании своих детей быстро и тогда самым приемлемым им видится наказание ребенка.

— Им кажется, что гораздо проще накричать и отшлепать ребенка, чем тратить время на долгие разговоры с ним. Здесь родители совершают ошибку, думая, что им удалось решить проблему таким образом. Это, возможно, временное решение — до исчезновения эффекта от рукоприкладства или окрика. Ребенок может выполнить сказанное, но проблема этим не снимается, — говорит специалист.

Елжас Ертайулы, консультирующий родителей по вопросам воспитания детей, призывает их воздерживаться от рукоприкладства и «воспитания» наказанием.

— Можно утверждать, что все виды наказания являются негативным методом. Я считаю «наказанием» любые действия, которые ранят чувства ребенка. Это рукоприкладство, ругань, упреки и сравнение с другими детьми. Сейчас многие родители считают нормальным воспитание ребенка наказанием. Они даже рассматривают это как необходимость. Это показывает, насколько важен этот вопрос для нашего общества, — говорит он.

Согласно исследованию, проведенному в 2016 году ЮНИСЕФ и уполномоченным по правам человека в Казахстане, 75 процентов казахстанцев поддерживает применение телесного наказания для дисциплины и контроля детей в семье.

НЕТ КОНКРЕТНОГО ЗАКОНА, ЗАПРЕЩАЮЩЕГО БИТЬ ДЕТЕЙ

Согласно пункту 2 статьи 10 казахстанского закона «О правах ребенка», государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.

Представитель ЮНИСЕФ Айсулу Бекмуса говорит, что «в законодательстве Казахстана нет конкретной статьи, которая запрещает родителям применять рукоприкладство по отношению к детям».

В течение нескольких лет в стране выдвигают инициативы внести изменения в законодательство и прописать запрет на применение силы к детям. К примеру, в 2016 году тогдашний детский омбудсмен, сейчас депутат мажилиса Загипа Балиева предлагала ввести в законодательство понятие «насилие», включив в него виды насилия — от морального и вербального до физического, в которое включить также шлепки по «мягкому месту», и запретить любые формы насилия. С похожей инициативой Балиева выступала и в 2018 году. Но изменения в законе не приняли.

Бывший омбудсмен говорит Азаттыку, что «законопроект всё еще обсуждается в парламенте». «Нам необходимо изменить менталитет общества [в котором считается нормой избивать ребенка]», — полагает депутат.

ЮНИСЕФ считает, что казахстанское законодательство по защите детей всё еще не соответствует в полном объеме международным стандартам. «Казахстанские законы не обеспечивают надлежащей защиты детей от рукоприкладства», — говорится в ответе международной организации Азаттыку.

Работа по изменению законодательства ведется, отмечают в ЮНИСЕФ. В соответствии с постановлением казахстанского правительства № 156 от 30 марта 2020 года, утверждена «Дорожная карта» по усилению защиты прав ребенка, противодействию бытовому насилию и решению вопросов суицидальности среди подростков на 2020 – 2023 годы. Одна из целей этого документа — изучение международного опыта по предотвращению физического наказания детей в семьях, патронатных семьях, организациях образования и организациях, занимающихся защитой прав детей.

«Ситуация в мире меняется. В 50 странах в настоящее время есть юридический запрет на жестокое обращение с детьми. 50 других стран обязались принять такой закон. Запрещая жестокое обращение с детьми на законодательном уровне, государство учит маленьких граждан тому, что насилие — это неправильно», — считают в организации.

«Ни в одном законе Казахстана не допускается насилие в отношении ребенка. Вопрос в том, как это исполняется», — говорит Азаттыку уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин.

В ЮНИСЕФ отмечают, что жестокое обращение с детьми негативно отражается на них, даже во взрослой жизни. Последствия насилия над ребенком могут быть неочевидными, но они могут привести к нарушению сна, беспокойству и снижению социальной активности.

«Исследования показывают, что здоровье пострадавших детей ухудшается. Они могут страдать от рака, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, зависимости от запрещенных веществ и депрессии», — говорят в организации.

БОЛЬНО, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ДЕЛАЕТ МАТЬ

Елжас Ертайулы говорит, что родители стараются под разными предлогами оправдать свое рукоприкладство.

— Говорят, что «енесі тепкен құлынның еті ауырмайды» (казахская пословица, буквально значит «жеребенку не больно от ударов материнских копыт»), «била не по больному месту». Это смешное оправдание. К примеру, муж ударил жену и затем говорит: «К чему плакать, я же бил не по больному месту». Разве это успокоит женщину? Дело не в физической боли ребенка, а психологической травме, — комментирует он.

Психолог Сая Бакимова осуждает телесное наказание маленьких детей, считает это в корне неправильным.

— С физиологической точки зрения ребенок до семи лет не планирует часть своих действий. Это мой ответ некоторым родителям, которые говорят, что ребенок «делает это нарочно», «совершает шалости назло». У ребенка должен быть определенный уровень развития мышления, чтобы преднамеренно плохо себя вести: ребенок должен знать, что ему действительно нужно сделать, затем целенаправленно выбрать прямо противоположное, уметь предугадать вашу реакцию. Сколько операций! Мозг ребенка на такое еще не способен. Теперь попробуем ответить, правильно ли наказывать ребенка за то, что он еще не в состоянии контролировать свои действия? Если бить за ошибки, то давайте бить за ошибки и взрослых. Разве последствия ошибок взрослых не масштабнее ошибок детей? — вопрошает она.

Бакимова говорит, что пережитые в детстве страдания приводят к сложным последствиям. В голове формируется установка «Они любят меня, но бьют, и я люблю их, но боюсь», которая впоследствии может негативно сказываться на выстраивании личных отношений или отношений в коллективе.

— Такие люди не умеют открыто выражать чувство любви. Если в отношениях всё спокойно и ровно, им кажется, что чего-то не хватает. Вполне вероятно, что бессознательно он или она выберет не спокойного и доброго человека, а человека нетерпеливого, вспыльчивого и агрессивного. Потому что ему или ей будет казаться, что подходит именно такой человек, — говорит Сая Бакимова.

Многие подростки и молодые люди, которых избивали отцы, впервые попав в кабинет психолога, не в силах сдержать слез, рассказывает Бакимова. «Они не могут говорить, только плачут», вспоминая, как издевались над ними.

— Прежде чем нейтрализовывать «избалованность» четырехлетнего ребенка, представьте себе, что в этот момент вы закладываете фундамент его будущего.

Поделиться

Веб-сайт www.azattyq.org на казахском и русском языках – это первый мультимедиа веб-сайт в Казахстане, предоставляющий информацию как в традиционном текстовом формате, так и в форме видеосюжетов, фотогалерей и звуковых слайдов. Азаттык — Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода». Не зависит от любой политической партии, правящей или оппозиционной, эмигрантских сообществ, коммерческих компаний и других специфических организаций, а также религиозных организаций. Мы не поддерживаем и не пропагандируем какие-либо специфические политические, экономические или религиозные взгляды.

Радио Азаттык © 2020 RFE/RL, Inc. | Все права защищены.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector