Allesya.ru

Женский журнал Алеся
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главный новогодний режиссер страны. Жизнь и любимые женщины Эльдара Рязанова

Памяти Эльдара Рязанова: жизнь и любимые женщины главного новогоднего режиссера страны

Талантливый кинорежиссер и драматург, публицист и поэт, телеведущий — в каком бы амплуа ни выступал Эльдар Александрович, зрителей и читателей подкупала его искренность и непосредственность. Непревзойденному мастеру комедий, который в каждой своей работе находил новую, только ему известную формулу смеха, Эльдару Рязанову 18 ноября исполнилось бы 92 года.

Сегодня мы хотели бы вспомнить великого мастера и замечательного человека, оставившего после себя огромное творческое наследие.

Детские и юношеские годы

В ноябре 1927 года в семье торговых чиновников А. С. Рязанова и С. М. Шустерман родился сын. Мальчика назвали Эльдаром. Родители работали в Тегеране в советском торговом представительстве. Первые годы жизни будущий режиссер провел в этом городе. Спустя три года семья переехала в столицу.

В Москве родители Рязанова расстались, и Эльдар остался с мамой. Он практически не помнил родного отца: тот ушел из семьи, когда мальчику было 5 лет. А еще через два года его мама второй раз вышла замуж. С отчимом у Эльдара сложились хорошие отношения. В 1938 году Александр Рязанов был осужден на 17 лет.

С раннего возраста Эльдар много читал и мечтал о дальних странствиях. Он рассматривал для себя два пути: стать мореплавателем и путешествовать по миру или писать интересные книги о путешествиях. Юноша даже написал письмо в мореходное училище Одессы: он интересовался, что потребуется для осуществления его мечты. Но грянула война, и пришлось надолго забыть о странствиях.

Поступление во ВГИК

Окончив школу, Эльдар поступил во ВГИК. Он никогда не мечтал о профессии актера или режиссера. Можно сказать, что в профессию великий режиссер попал случайно: документы в вуз он подал за компанию с другом. 16-летний парень стал студентом режиссерского факультета. Он попал на курс к Григорию Козинцеву.

Вначале Эльдару учеба давалась непросто: сказывался юный возраст, отсутствие жизненного опыта. В конце второго курса он оказался на грани отчисления. Встретив как-то Эльдара в институте, Козинцев сказал, что принято решение о его отчислении. На это студент ответил мэтру, что когда его принимали в вуз, он был моложе еще на два года. Педагог на минуту задумался, а потом сказал: «Черт с вами, учитесь». К тому времени Эльдар уже не вспоминал свои мечты о дальних странствиях, он очень хотел окончить институт. С поставленной задачей он справился блестяще: Рязанов окончил институт с отличием в 1950 году.

Творчество

Творческая биография Рязанова началась с документального кино, в котором он работал пять лет после окончания института. За это время он исколесил практически весь Дальний Восток. Отчасти его детская мечта о путешествиях в тот период осуществилась. Он снимал фильмы о китобойной флотилии, ловцах крабов, о кубанских нефтяниках, о пограничниках и рыбаках, писателях и оленеводах.

Читать еще:  12 звезд, которые родят в 2021 году

Художественные фильмы

В «Мосфильм» Рязанов пришел в 1955 году. Вместе с Сергеем Гуровым он снял на новом месте свою первую документальную картину «Весенние голоса». Ее увидел Иван Пырьев и порекомендовал начинающему режиссеру снять комедию. Он посоветовал обратить внимание на сценарий Владимира Полякова и Бориса Ласкина «Карнавальная ночь».

Эта идея Эльдару не очень понравилась, но он последовал совету Пырьева. Это был незнакомый для молодого режиссера жанр, поэтому работа давалась непросто, но все усилия были вознаграждены: «Карнавальная ночь» имела оглушительный успех. В 1956-1957 годах фильм посмотрели 45 млн зрителей, а о Рязанове заговорили критики.

Такой же успех ждал и картину «Девушка без адреса», которую в первые месяцы после выхода в прокат посмотрели 36,5 млн зрителей. В конце 60-х фильмы Рязанова обрели особый, неповторимый стиль. В большинстве своем это были лирические трагикомедии.

Одна из лучших картин Эльдара Александровича – «Берегись автомобиля» – вышла на экраны в 1966 году. Сценарий написал сам Рязанов в содружестве с Эмилем Брагинским.

С конца 60-х до начала 70-х уже именитый режиссер снял картины, занявшие достойное место в отечественном кинематографе – «Старики-разбойники», «Зигзаг удачи».

Культовая картина, без которой не наступает Новый год, вышла на экраны 1 января 1976 года. На следующий год съемочная группа фильма «Ирония судьбы» получила Государственную премию Советского Союза.

Мелодрама «Жестокий романс» стала одной из лучших в творчестве мастера. Фильмография Рязанова в 80-х пополнилась двумя лентами на злободневную тему – «Дорогая Елена Сергеевна» и «Забытая мелодия для флейты». За привычные рамки фильмов Рязанова несколько вышла трагикомедия «Небеса обетованные». Но это нисколько не умалило популярность этой ленты. Эту линию режиссер продолжил новыми проектами «Тихие омуты» и «Старые клячи».

Интересно, что почти во всех своих картинах Рязанов появлялся в эпизодической роли. Это чем-то напоминает автограф художника на холсте.

Любимые женщины Рязанова

Эльдар Александрович три раза вступал в брак. Своих жен он по-настоящему любил. Его первой супругой стала Зоя Фомина, с которой они учились во ВГИКе. Зоя была старше своего поклонника на три года, а потому не воспринимала его ухаживаний всерьез.

Но это не смущало амбициозного студента. Вскоре он добился расположения своей избранницы, и они поженились. Зоя Рязянова (девичья фамилия Фомина) работала на студии документальных фильмов, где свою карьеру начинал Рязанов. Она была очень активным и деятельным человеком. Роль жены и матери она успешно совмещала с творчеством: она сняла несколько документальных лент. Зоя не сидела без дела даже в декретном отпуске – она шила на продажу платья, одев в свои обновки дачниц в Пушкине.

Читать еще:  Четыре любовных тайны Дмитрия Нагиева

В 1951 году в семье родилась дочь Ольга. Ее воспитанием преимущественно занималась бабушка. Родители бредили кино и были с головой погружены в работу. Даже когда родители расстались, Ольга всегда общалась с отцом. Когда девочка повзрослела, Эльдар Александрович никогда не давил на нее, не настаивал на том, чтобы Ольга выбрала кинематографическую профессию.

Девушка несколько раз была на съемочной площадке, но ее не вдохновило происходящее там. Ольга выбрала для себя совсем другую профессию. Она закончила филфак МГУ и пошла работать в НИИ киноискусства. Ее сын Дмитрий стал журналистом.

Первый брак Эльдара Александровича продлился более 20 лет, но нежданно кризис среднего возраста подстерег эту замечательную пару. Внутри семьи нарастало недопонимание, все чаще возникали конфликты.

Нежданная любовь

В это время Эльдар Александрович встретил и полюбил другую женщину. Он не мог и не хотел «резать по живому», развелся сразу. Несмотря на то что впереди была новая любовь, Рязанов с таким большим и важным этапом в жизни прощался очень болезненно.

Второй супругой Эльдара Александровича стала Нина Скуйбина, которая работала главным редактором. До встречи с известным режиссером она похоронила первого мужа, режиссера Скуйбина.

Рязанов с первого взгляда влюбился в нее. Зрелых людей (Нине было 40 лет) буквально оглушило нахлынувшее чувство. Второй брак длился до 1994 года, когда Нина Скуйбина скончалась от рака. Сын от первого брака и Эльдар Александрович до последнего боролись со страшным недугом, стараясь спасти мать и жену, но ничего не помогло.

Третий брак

Потеря любимой женщины чуть не убила самого Рязанова. Он впал в депрессию, обострились все болезни. Дочь Ольга и пасынок с женой не оставляли его одного, опасаясь за его здоровье. Через год судьба подарила режиссеру еще одну встречу, которая воскресила его.

С Эммой Абайдулиной они были знакомы и раньше. В 1987 году журналистка и киноредактор Эмма брала у мэтра интервью. Их пути пересекались и позже. Ее первым супругом был инженер-конструктор. Второй раз она вышла замуж за композитора Павла Аедоницкого.

После смерти супруги Рязанова Эмма вдохнула в него жизнь. Родные и близкие до сих пор с благодарностью вспоминают ее, потому что стали свидетелями возрождения Эльдара Александровича.

Эмма Абайдулина, будучи в браке с Рязановым, не работала. Она посвятила свою жизнь заботе о муже. Она редактировала его рукописи. Эмма Абайдуллина была с Рязановым рядом до конца его дней.

Читать еще:  Объявляю себя банкротом. Разорившиеся звезды

Сердце великого режиссера перестало биться 30 ноября 2015 года. Эльдар Александрович похоронен на Новодевичьем кладбище.

Хрупкий мир комедии

В 1955 году в соавторстве с Сергеем Гуровым Рязанов снял первый советский фильм-ревю (фильм-ревю — один из жанров музыкального кино) «Весенние голоса». Иван Пырьев — мастер музыкальной комедии — тут же предложил Рязанову взяться за сценарий «Карнавальной ночи»… и услышал отказ. Молодой режиссер хотел заниматься «серьезным» кино. Но Пырьев был уверен: мелодрамы снимают многие, а создавать хорошие комедии могут единицы. Под нажимом всесильного директора «Мосфильма» Рязанов сдался.

Деньги, отпущенные на картину, заканчивались, сроки поджимали, съемочная группа испытывала начинающего режиссера на прочность. И все-таки фильм вышел на экраны.

После премьеры на Рязанова и исполнительницу главной роли Людмилу Гурченко обрушилась всесоюзная слава. Режиссер стал работать в комедийном жанре, по его мнению «хрупком и беззащитном», требующем особенно бережного отношения. Вышли картины «Девушка без адреса» (1957), «Человек ниоткуда» (1961), «Дайте жалобную книгу» (1965). В фильме «Дайте жалобную книгу» Эльдар Рязанов и сам сыграл небольшую роль главного редактора газеты. Впоследствии он нередко снимался в своих картинах в эпизодах.

В 1963 году Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский написали сценарий «Угнали машину». Так родился их многолетний творческий дуэт. Но снимать картину не разрешили: вор Деточкин не мог быть положительным героем. Авторы переработали сценарий в повесть, и журнал «Молодая гвардия» опубликовал ее под названием «Берегись автомобиля». В 1966 году Рязанов все же снял фильм по написанному ранее сценарию. Главного героя должен был играть Юрий Никулин, но во время съемок он уехал на гастроли с цирком, в котором работал, — и настойчивый режиссер убедил сниматься Иннокентия Смоктуновского. Музыку для «Берегись автомобиля» написал композитор Андрей Петров, будущий соавтор многих рязановских фильмов.

Как бывший кинодокументалист, Эльдар Рязанов стремился к достоверности. С одной стороны, он считал, что комедия должна быть «без зауми, с легкой поступью». С другой стороны, режиссеру были чужды красивость, «зализанность» и легковесность. Он не боялся затрагивать в картинах острые социальные темы, из-за чего каждая новая лента рисковала не пройти цензуру. Даже «Гусарская баллада» (1962), чистый образец героической комедии, оказалась под угрозой запрета. Роль Кутузова сыграл выдающийся комический актер Игорь Ильинский — Огурцов из «Карнавальной ночи», в чем чиновники усмотрели издевательство над отечественной историей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector