“Ласковый май”: вспоминаем историю самой популярной группы
Как географ и звукорежиссёр открыли магазин виниловых пластинок Алмаз и Иван Ступин почти десять лет продают компакт-диски и пластинки. А недавно предприниматели открыли свой магазин офлайн. The Village выяснил, на что они рассчитывают
Иван Ступин и Алмаз много лет занимались продвижением альтернативной музыки в России. Сначала они организовывали фестивали в рамках музыкального движения Avant, затем стали продавать физические музыкальные носители через интернет. С наступлением эпохи цифровой музыки предприниматели решили сделать ставку на продажу виниловых пластинок. Этим летом Иван и Алмаз открыли магазин Avant Shop в районе Цветного бульвара. Обороты компании сразу удвоились.
Avant Shop
Сфера деятельности: продажа музыки на физических носителях
Дата старта: 2005 год — онлайн-магазин (2014 год — физический)
Бюджет на запуск: 20 тысяч рублей – онлайн (1 миллион – офлайн)
Алмаз и Иван Ступин
Творчество
Хромова можно назвать настоящим самородком. Певец не получал и даже не пытался получать музыкального образования. Несмотря на это, парнишка с гитарой проводил вечера во дворе на лавочке родного поселка. Старые приятели Олега в интервью рассказывали, что в Коренево не было такой гитары, на которой бы не играл Олег.
Олег Хромов в молодости
Молодой человек начинает сочинять песни и музыку к ним. При этом творческий процесс давался юноше неимоверно легко. По воспоминаниям тех же знакомых земляков, Олег писал песню в пути в электричке буквально за полчаса. В конце 80-х молодой талант выступает в местном Доме культуры на вечерах самодеятельности. Там, как и многие, поет популярные композиции «Машины времени» и «Воскресения».
В родном Доме культуры Олег познакомился с Владимиром Масловым, который загорелся идеей создания популярной на всю страну музыкальной поп-группы. Под началом новоиспеченного продюсера создается коллектив, впоследствии получивший название «Сладкий сон». Кроме Олега, участником становится Сергей Васюта.
Песня Олега Хромова «На белом покрывале января»
Сотрудничество Хромова с коллективом оказалось краткосрочным. В скором времени Васюта заявляет право на обладание лейблом «Сладкий сон», а также на тексты песен, прославивших коллектив, — «На белом покрывале», «Ночной февраль». Авторство этих композиций оспаривается лидером группы в суде. Вслед за Хромовым из списка руководителей группы исчезает и имя Маслова.
Между тем Олег продолжает петь упомянутые песни, они входят в сольные альбомы. Магнитозаписей, к слову, вышло только две: «След уходящего поезда» в 1990 году и «Общий вагон» в 1992. Известными стали 16 песен, написанные и исполненные автором. Зато народность этих композиций, близость и душевность текстов позволяют им оставаться на слуху десятилетия.
Песня Олега Хромова «Белые птицы»
История написания песен связана с реалиями жизни автора. Шлягер «На белом покрывале» стал результатом впечатлений Олега от южных гастролей. А композиция «Общий вагон» не что иное, как наблюдение за ежедневными поездками жителей Подмосковья в электричках. Песни неоднократно перепеты такими группами, как «Ласковый май», «Нэнси», «Комиссар», певцом Вадимом Казаченко.
Сам Олег после выхода первого альбома некоторое время гастролировал, выступая с концертами по стране. Исполнял песни на разогреве у Алены Апиной. К сожалению, честный и простодушный Хромов не прижился в мире шоу-бизнеса. Отношения с продюсерами не заладились, а без поддержки остаться на плаву, пусть даже для талантливого исполнителя, сложно.
Песня Олега Хромова «Ночной февраль»
Приятели музыканта пытались вернуть его на сцену, но попытки не увенчались успехом. Однажды Олег спел собственную песню о речке Люберке Николаю Расторгуеву, солисту группы «Любэ». Текст и музыка понравились певцу, но исполнить композицию со сцены так и не удалось.
Разочаровавшись и тяжело переживая отсутствие развития в мире музыки, певец вернулся в родной поселок, где и прожил до самой смерти. Работал мужчина то грузчиком, то сторожем, но все время продолжал писать песни. К сожалению, новые творения автора остались достоянием личных архивов и так и не дошли до слушателей.
Ошибка № 3: Неправильный выбор оттенка румян
Наша героиня совершает типичную ошибку многих девушек: сначала она выбирает помаду холодного оттенка, а затем пользуется, видимо, привычными в повседневной жизни персиковыми румянами — самого теплого оттенка из всех имеющихся. В итоге это выглядит не гармонично.
Как надо: Я бы советовал под красную помаду подобрать румяна нежно-розового оттенка. Наносим очень легким, тонким слоем, от середины яблочка щеки по направлению к вискам. Мы только едва заметно намечаем румянец: не делаем никакого контуринга и не используем никаких агрессивных цветов.
Культура
В 80-х годах прошлого века в нашей стране – тогда еще советской и социалистической – начали появляться новые музыканты. Среди них были популярные эстрадные исполнители, представители питерского рок-подполья, и очень активные исполнители новой попсы – электронной популярной музыки «евродиско». Сейчас к ним можно относиться по-разному, но популярность дискотек в стиле 80-х доказывает, что вспоминают их с удовольствием.
Популярная музыка: на эстраде
Главные исполнители советского времени были, конечно, на эстраде. Их знали, любили и слушали, их песни крутили по радио, а концерты показывали по телевиденью. Вспомним некоторых из них.
Алла Пугачева
Вспоминая любимых исполнителей Советского Союза, в первую очередь, конечно, надо сказать о главном голосе страны – певице Алле Пугачевой. Профессиональные записи и выступления у нее начались с 16 лет. Ее любили и женщины, и мужчины. Первые пытались подражать примадонне, вторые – присылали любовные письма. В зарубежной прессе ее называли «российской Тиной Тернер с привкусом Эдит Пиаф».
Про творчество Пугачевой писали, что она совмещает в своей музыке различные стили – и популярную музыку, и рок, и народные мотивы. А пела она о женщине, сильной, но несчастной. В прошлом году Пугачева заявила, что заканчивает сольную карьеру, но все равно она остается, пожалуй, самым авторитетным персонажем российского шоу-бизнеса.
Лариса Долина
Другая прима советского шоу-бизнеса – Лариса Долина. Певица за свою карьеру сменила множество образов и стилей. У нее есть награды как у лучшей рок-певицы, лучшей солистки в поп-музыке и лучшей джазовой исполнительницы. Долина не теряется во времени, а смело предлагает ему новые образы и амплуа – и всегда остается актуальной. Не важно, где поет: в рок-опере, на джазовом концерте, или на конкурсе «Песня года» — везде она выглядит органично и естественно. Такая смелость и тяга творческим экспериментам делают ее востребованной как в прошлом, так и в настоящем. Последний проект певицы – мюзикл «Любовь и шпионаж».
Кстати, именно Долиной мы должны быть благодарны за сольные партии в замечательных советских фильмах: Обыкновенное чудо, 31 июня, Чародеи, Человек с бульвара Капуцинов и многих других.
Валерий Леонтьев
Пугачева назвала этого исполнителя «человек-хит». Леонтьев действительно был невероятно популярен и в 80-е, и в 90-е, ему удается сохранять эту популярность и по сегодняшний день. Секрет, наверное, в огромной творческой энергии, которой он заряжает слушателей. Он и певец, и танцор, он сам ставит танцевальную часть многих своих выступлений, сам продумывает эксцентричные и откровенные костюмы. А в рок-опере «Джордано», например, он сыграл 3 главных роли из четырех.
Леонтьев сохраняет свой образ независимо от возраста. На эстраде он уже почти 40 лет, а для многих он все еще «бродяга любви – Казанова». И даже сомнений никаких не возникает.
Рок-музыка: подполье
Параллельно с эстрадной музыкой в Советском Союзе активно развивалась теневая сторона искусства в стиле рок. Активно, но незаметно – площадками для рок-исполнителей часто выступали квартиры друзей, а студией становился обыкновенный магнитофон.
Аквариум
Бориса Гребенщикова называют одним из отцов-основателей российской рок-культуры. Лидер группы «Аквариум» в 70-х годах был выпускником факультета прикладной математики Ленинградского Государственного Университета, научным сотрудником НИИ социологии. А в свободное от работы время он писал песни, репетировал со своей группой, делал домашние записи, устраивал подпольные концерты.
Подпольные – неспроста. Когда в 1980 году «Аквариум» выступил на Тбилисском рок-фестивале, Гребенщикова исключили из комсомола, уволили с работы, а группу «Аквариум» — официально запретили.
Но в свободолюбивом Питере (тогда – Ленинграде) это творчеству не мешало. Борис Гребенщиков продолжал сочинять свои философские рок-баллады, и даже помог раскрутиться группам «Кино» и «Чиж».
Борис Гребенщиков – это человек вне времени. Что бы ни происходило за окном или в правительстве, его песни на все времена, их как слушали, так и будут слушать.
Другой представитель музыкального подполья и питерской рок-тусовки – певец Виктор Цой. Он познакомился с Борисом Гребенщиковом в электричке, на которой ехал на концерт в Москву. Гребенщиков пообещал молодому музыканту помощь и поддержку.
В начале 80-х группа «Кино» не была особенно популярна. Она в основном выступала на квартирниках и небольших концертах, сам Цой работал в котельной. По воспоминаниям его жены Марианны, когда они ездили отдыхать на юг, то ночевали на пляже. Это уже ближе к концу 80-х пластинки «Кино» начали раскупаться огромными тиражами, группу стали приглашать на гастроли, в том числе, в дальнее зарубежье. Но в полной мере насладиться популярностью Виктор Цой не смог – он трагически погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года. «Кино» — это была группа одного человека, без Цоя она существовать не могла.
Песни Цоя – простые и вместе с тем философские – пережили его. Они остаются музыкой вдохновения для многих молодых людей, даже если они познакомились с ними уже после гибели музыканта.
Машина времени
Эта группа появилась раньше «Аквариума», и выйти из подполья им удалось еще в 80-е. Она была создана еще в 1968 году тогдашними школьниками Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагое. Через группу прошло большое количество музыкантов и композиторов, поэтому жанры песен очень разные – одни можно отнести к классическому року, другие содержат блюзовые мотивы, третьи напоминают авторскую песню.
В 1980 году группа выступила на том же Тбилисском рок-фестивале, что и «Аквариум» но результат кардинально отличался. После фестиваля «Машина времени» получает всесоюзную известность, ее песни крутят по радио. Именно тогда, в 80-х появились такие песни как «Синяя птица», «Поворот», «Марионетки» и многие другие хиты, которые слушают до сих пор.
На протяжении всего времени существования у «Машины времени» менялись составы, между участниками происходили конфликты. Но группа, наверное, благодаря названию, спокойно путешествует во времени и находит себе место и слушателей на все времена.
Евродиско: конец советской эпохи
Во второй половине 80-х годов в Советском Союзе появляется новый стиль популярной музыки – «евродиско». Главные «фишки» новой музыки – легкие, запоминающиеся мелодии, электронные музыкальные инструменты и сексуальная революция в текстах и на сцене. Эти артисты стали символом нового времени, символом перестройки и конца советской эпохи.
Группа «Мираж»
Кто не помнит песню о музыке, которая кого-то там связала? Группа «Мираж» была одним из наиболее ранних и успешных проектов нового стиля, она появилась в 1986 году. В нем одновременно участвовали одна или две солистки, причем менялись они чуть ли не каждый год.
Через «Мираж» прошли Наталья Ветлицкая, Ирина Салтыкова, Татьяна Овсиенко и многие другие. Сейчас группа собралась в своем первом составе, с солистками Натальей Гулькиной и Маргаритой Суханкиной, которые вызывают в своих слушателях если не задор, какой появлялся 20 лет назад, то, во всяком случае, ностальгию.
Ласковый май
А вот это – настоящая легенда. Группа, собранная в 1986 году из 13-летних воспитанников провинциального интерната, в одночасье стала самым популярным ансамблем страны, затмив своей известностью тот же «Мираж». «Ласковый май» устраивал огромное количество концертов, их число доходило до 8 в день и 40 в месяц.
И со всех площадок страны юный солист группы Юрий Шатунов своим еще детским голосом самоуверенно пел про «Белые розы», «Розовый вечер» и «Снег в сентябре».
Комбинация
Своими песнями скандальная женская группа выражала мечты советских граждан о загранице. Солистки, одетые в разноцветные лосины, стремились «гулять с иностранцами» и пели частично на английском языке. Помните песни American boy и Russian girl? Во второй из них, в конце даже звучит ужасающее предупреждение о том, что «СПИД – чума ХХ века» — это было, кажется, сознательное доведение до абсурда мечты о заграничном муже. А когда девушки из «Комбинации» не сохли по иностранцам, они ходили гулять с рядовым бухгалтерами – об этом также повествует суперпопулярный хит.
Именно в этой группе начала свою карьеру Алена Апина.
А каких советских исполнителей слушали вы?