Allesya.ru

Женский журнал Алеся
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не только Шурик. 10 ролей Александра Демьяненко

Демьяненко, Александр Сергеевич

  • 1 Биография
    • 1.1 Юность и поступление в ГИТИС
    • 1.2 Переезд в Ленинград
    • 1.3 Роли в кино
      • 1.3.1 Комедии Леонида Гайдая
    • 1.4 Роли на телевидении
    • 1.5 Озвучивание
    • 1.6 Роли в театре
    • 1.7 Смерть
    • 1.8 Семья
      • 1.8.1 Личная жизнь
  • 2 Награды
  • 3 Память
  • 4 Фильмография
    • 4.1 Съёмки в кино
    • 4.2 Дубляж советских фильмов
    • 4.3 Дубляж мультипликационных фильмов
    • 4.4 Дубляж иностранных фильмов
    • 4.5 Съёмки в клипах
  • 5 Программы и фильмы об Александре Демьяненко
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Кто такой Шурик

В 1965 году в советском кино появился абсолютно новый персонаж — студент Шурик. Новый не только в том смысле, что вышел первый фильм с этим героем, но еще и в том, что до этого безоговорочно положительных персонажей-студентов в советском кинематографе не было. Чаще всего их показывали эдакими стилягами, разгильдяями, в общем-то, бесполезными и бессмысленными. Простоватый, добрый и очень правильный Шурик сразу покорил советского зрителя: картина «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», состоящая из трех киноновелл, в течение двух лет била рекорды проката, а в 1967 году эстафету перенял ее сиквел — комедия «Кавказская пленница».

Кто же такой Шурик? Простой студент Политехнического института, который снимает комнату у сторожихи, «бабушки — божьего одуванчика», подрабатывает на стройке (новелла «Напарник»), попадает в нелепые, но романтические истории («Наваждение») и сражается с горе-грабителями склада («Операция “Ы”»). Шурик — очень обаятельный, скромный и вроде бы совершенно не умеет общаться с девушками, но все же знакомится с прекрасной Лидой (Наталья Селезнева). Не сказать, что он очень храбрый или сильный, но тем не менее побеждает злоумышленников Труса, Балбеса и Бывалого (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов) и перевоспитывает алкоголика-тунеядца Федю (Алексей Смирнов).

Шурик на отлично сдает экзамены по физике и так же отлично разбирается в поэзии, олицетворяя собой компромисс в знаменитом споре физиков и лириков, разгоревшемся в начале оттепели. Спор завели в 1959 году на газетных страницах писатель Илья Эренбург и инженер Игорь Полетаев, а позже его подхватила вся советская молодежь. По всей стране кипели дискуссии: что первично — разум или чувство? Шурик не выбирает что-то одно: отложив конспекты, он читает симпатичной ему девушке стихи.

Разбитая на три новеллы «Операция “Ы”» — оммаж немым комедиям с Чарли Чаплином, Гарольдом Ллойдом и Бастером Китоном, особенно это заметно в новелле «Напарник»: Гайдай был большим поклонником великого универсала кино. Следующий фильм о Шурике — «Кавказская пленница» — тоже использует приемы немых голливудских комедий, хотя и в меньшей степени. Сюжет, конечно, известен всем: на летних каникулах Шурик отправляется в этнографическую экспедицию на Кавказ собирать местный фольклор и становится невольным соучастником похищения «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины.

В следующий раз мы увидим Шурика уже повзрослевшим, состоявшимся ученым и гениальным изобретателем. В фантастической комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев — и предстает брюнетом, а не блондином. Как вспоминал актер Александр Демьяненко, перекрашивать от природы темные волосы для первых двух фильмов было для него настоящим наказанием — тогдашние красители сжигали кожу до волдырей.

Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех, «Иван Васильевич» стал лидером проката 1973 года. Правда, Шурик отходит в этой картине на второй план, уступая сцену управдому Ивану Васильевичу Бунше (Юрий Яковлев), вору Жоржу Милославскому (Леонид Куравлев) и их приключениям при дворе Ивана Грозного.

Депрессия после Шурика, голос Бельмондо, провал «Клубнички» и другие малоизвестные факты об Александре Демьяненко

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Жизнь до Шурика

Артистизм и любовь к театру Александр Демьяненко унаследовал от отца – участника театрально-агитационной группы «Синяя блуза», артиста оперного театра и преподавателя актерского мастерства в консерватории Сергея Демьяненко. Все свободное время Саша проводил у отца в театре и на занятиях в кружке художественной самодеятельности и еще в юности решил пойти по его стопам. Отец был человеком творческим, импульсивным, увлекающимся и непостоянным. Едва его сын появился на свет, он ушел из семьи к другой женщине, потом вернулся к первой супруге, а через несколько лет снова ушел, на этот раз навсегда. Несмотря на это, отец всегда оставался для Александра кумиром, примером для подражания и незыблемым авторитетом. Именно под его влиянием он и выбрал актерскую профессию.

Его актерский талант заметили и оценили не сразу. Когда в Свердловск, где жила семья, приехали представители приемной комиссии МХАТа, Демьяненко так переволновался, что провалил экзамен. Тогда он поступил в местный университет на юридический факультет, н уже через год понял, что не имеет права упустить свой шанс и отправился в столицу штурмовать театральные вузы. На этот раз его готовы были принять в Щукинское училище и в ГИТИС, и он выбрал последний, поскольку этот институт закончил его отец.

Читать еще:  Три мужчины и одна женщина Ренаты Литвиновой

Его вряд ли можно было назвать прилежным студентом – он пропускал больше занятий, чем все его одногруппники, мог посреди занятия поднять руку: «Можно выйти?» – и уехать в Свердловск. Но педагоги многое ему прощали, так как профессор Иосиф Раевский считал его одним из самых талантливых студентов, верил в его успех и просил не пропускать хотя бы занятия по актерскому мастерству.

Уже на 2-м курсе Демьяненко начал сниматься в кино, у режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, и с первых же ролей появлялся в образах скромных интеллигентных юношей, благородных и принципиальных. В своих первых фильмах он сыграл фотографа, архитектора, работника типографии, журналиста, дирижера – сплошь представителей творческой интеллигенции. Среди этих работ были и главные роли («Взрослые дети», «Карьера Димы Горина», «Мир входящему», «Порожний рейс» и др.), однако все они вместе взятые не принесли ему той популярности, которая обрушилась на актера после съемок у Леонида Гайдая.

Звездная роль Шурика, судьбоносная и роковая

На самом деле Шурик поначалу был Эдиком (по другой версии, Владиком) – так звали героя в сценарии «Операции «Ы». Режиссер долгое время не мог подобрать актера для главной роли. В пробах участвовали более 40 актеров, и никто из них не впечатлил Гайдая. Своего героя он во многом списал с самого себя в молодости, интеллигентного растяпы, постоянно попадающего в курьезные ситуации. и когда кто-то показал ему фотографию скромного юноши в очках, он показался ему очень похожим на него самого. Выбор был удивительно точным, ведь попадание Демьяненко в образ получилось стопроцентным. Актер говорил: « Мне не пришлось играть Шурика, просто существовал в предлагаемых обстоятельствах ».

Для роли Шурика брюнета Александра Демьяненко перекрасили в блондина. Эти манипуляции с его внешностью происходили так часто, что на его коже появились волдыри от бесконечных окрашиваний, он чудом не облысел. Однако это были не самые большие сложности, с которыми столкнулся актер. После съемок на него обрушилась такая популярность, что он не мог выйти на улицу – каждый норовил подойти к артисту, хлопнуть его по плечу и спросить: « Шурик, водку будешь? » Такая фамильярность выводила его из себя, он отвечал: « Я вам не Шурик, а Александр Сергеевич ». Его настоящего имени уже никто не помнил, все отождествляли актера с его героем, и Демьяненко это очень раздражало и доводило до депрессии.

Всенародная слава, о которой мечтают все актеры, стала для него проклятием. Будучи по своей природе человеком замкнутым и скромным, он не переносил панибратства, тяготился повышенным вниманием к своей персоне и старался все свободное время проводить подальше от всех, на даче под Петербургом, где много читал и слушал любимую классическую музыку, а по улицам города ходил только в черных очках. Это породило слухи о его звездной болезни, многие ошибочно считали его слишком высокомерным и заносчивым.

Жизнь после Шурика

Шурик сыграл с ним злую шутку – не только зрители, но и режиссеры отказывались видеть актера в других образах. После «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» ему предлагали много ролей, но они, как правило, были малозаметными эпизодами. Актер блестяще справлялся с другими амплуа, очень яркий образ (приказчика Ильи Сохатых) создал в «Угрюм-реке», но его следующей творческой вершиной стал все тот же Шурик у Гайдая, инженер-изобретатель в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». А потом история снова повторилась: до середины 1980-х гг. Демьяненко продолжал сниматься, но значимых ролей ему не предлагали.

Актер не мог скрыть своего отчаяния из-за того, что Шурик стал для него роковой ролью: « Досадно, ведь я не только Шурика сыграл. Были роли и фильмы, которых сейчас многие молодые и не знают. Но для меня «Операция «Ы» и «Кавказская пленница» – это совсем не «Мир входящему», не «Мой добрый папа» и даже не «Угрюм-река». Те роли оказались в забвении, зато все помнят Шурика, где я как актер не сделал ничего не то чтобы сверхъестественного, а просто ничего серьезного. Потребовался Гайдаю светлый герой – он пригласил меня ».

Попытки найти свое место в новом кинематографе

Во второй половине 1980-х гг. предложений поступало все меньше и меньше, актер появлялся на экранах только в фильмах-спектаклях и очень переживал из-за своей невостребованности. Он сокрушался: « Мне уже 60, а я все еще Шурик для всех ». В этот период он занялся озвучиванием иностранных фильмов и стал одним из ведущих актеров дубляжа. Его голосом говорили герои Жан-Поля Бельмондо, Роберта де Ниро, Омара Шарифа, Донатаса Баниониса. Последний даже говорил, что Демьяненко его озвучил лучше, чем он сыграл.

В 1990-х гг. Александр Демьяненко попытался найти свое место в новом кинематографе и согласился сняться в первом российском ситкоме «Кафе «Клубничка», чем вызвал шквал критики в свой адрес. Проект называли низкопробным, коллеги по цеху считали сериал дешевкой и пошлятиной. Конечно, это било по самолюбию артиста и еще глубже загоняло в депрессию. Все эти переживания не могли не отразиться на здоровье актера.

Читать еще:  Непростой ребенок и счастливый взрослый. Судьба Олега Басилашвили

Он работал на износ, постоянно ездил из Петербурга в Москву на съемки «Клубнички». В один из съемочных дней у Демьяненко отслоилась сетчатка глаза, ему понадобилась операция, восстановление после которой было очень тяжелым. Он попал в больницу с подозрением на язву желудка, а оказалось, что актер перенес уже второй инфаркт – о первом он даже не подозревал. На 23 августа 1999 г. ему назначили операцию на сердце, но за день до этого его не стало. Александр Демьяненко ушел из жизни в возрасте 62-х лет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Журналист Павел Сироткин

«Порожный рейс» (1963)

Фото: кадр из фильма Порожный рейс»

К 1962 году Александр Демьяненко уже стал популярным актером: о нем писали газеты, его приглашали на съемки, в Ленинграде ему дали квартиру, а «Ленфильм» предложил, конечно же, главную роль.

В фильме «Порожный рейс» он сыграл Павла Сироткина – талантливого журналиста, который по редакционному заданию отправиться в Тайгу на леспромхоз. Сироткин, сам того не желая, сталкивается с откровенными финансовыми махинациями в работе предприятия. И, как честный человек, не может допустить такого произвола.

Образ отважного журналиста тут же полюбился зрителям, а за Демьяненко закрепился образ идеала советской честности и совести.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Юность и поступление
    • 1.2 Семья
    • 1.3 Переезд в Ленинград
    • 1.4 Роли в кино
    • 1.5 Роль Шурика в комедиях Гайдая
    • 1.6 Роли на телевидении
    • 1.7 Озвучивание
    • 1.8 Роли в театре
    • 1.9 Последние дни
  • 2 Фильмография
  • 3 Дубляж советских фильмов
  • 4 Дубляж мультипликационных фильмов
  • 5 Дубляж иностранных фильмов
  • 6 Программы и фильмы об Александре Демьяненко
  • 7 Съёмка в клипах
  • 8 Литература
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Не только Шурик. 10 ролей Александра Демьяненко

Он родился в удивительной семье: папа будущего артиста и сам был человеком творчества, легким на подъем, вечно ищущим. Отец окончил ГИТИС, был артистом Свердловского оперного театра и педагогом актерского мастерства в местном театральном вузе.

Когда Саша был маленьким, папа ушел из семьи к молодой женщине. Скоро у него появилось двое детей в новом браке, в котором он снова не удержался. Мужчину тянуло к бывшей жене и подрастающему сыну. Он вернулся в семью, а спустя некоторое время у мальчика появилось две сестренки.

Своей непосредственностью папа бесконечно вдохновлял всех своих детей. Самый любимый, первенец постоянно бывал у него в театре. Там он проникся атмосферой искусства и понял, что будет заниматься тем же, что и отец.

Мальчика мало волновали родительские отношения, поэтому он не сильно расстроился, когда папа снова ушел из семьи. Отец все равно навсегда останется самым авторитетным человеком для своих детей, которые крепко дружили на протяжении всей жизни.

ГИТИС

Карьера Димы Горина (1961)

Было бы глупо сомневаться в том, что Саша пойдет по стопам отца. Когда юноша заканчивал школу, в родной Свердловск приехали мастера из МХАТа и устроили просмотр. Демьяненко так волновался, что провалил свой первый экзамен.

Моментально разочаровавшись в собственных способностях, темпераментный молодой человек собрался навсегда расстаться с профессией и даже, будто назло, поступил на юридический факультет местного вуза. Но строгая профессия никак не поддавалась выросшему среди творческой богемы молодому человеку. Через год он забрал документы и отправился пытать счастье в Москву.

Он с первого раза прошел и в ГИТИС, и в Щукинское, но остался, естественно, в первом — его ведь когда-то окончил папа! Годы студенчества не были легкими для Демьяненко. Он показывал характер и мог внезапно в разгар учебного года махнуть в Свердловск. Но никто из педагогов не брал на себя смелость отчислить очевидно талантливого будущего артиста.

Мир входящему (1961)

Он вовсе не сразу стал нелепым очкариком Шуриком. Первым воплощенным им персонажем был героический интеллигентный паренек Митя в драме про революцию под названием «Ветер». Герой мало походил на тех комичных персонажей, которые прославят Демьяненко и заставят его почти ненавидеть незадачливого паренька из «Операции Ы».

Еще одна драма, заставившая актера и самого внезапно повзрослеть называлась «Мир входящему». Кинокартина получила специальный приз Венецианского кинофестиваля. Главная роль юного военного, разочарованного слишком легким для войны заданием, сделала Демьяненко еще более задумчивым. Пережив на съемочной площадке историю своего героя, артист иначе посмотрел на события войны, во время которых был совсем ребенком.

Следующие пять лет актер снимается в самых разных лентах. Узнаваемым его сделала картина «Карьера Димы Горина» — по-прежнему в черно-белом цвете. Там он снова сыграл интеллигентного и очень честного юношу-кассира.

Запомнилась зрителям и обаятельная комедия «Взрослые дети». Теперь Демьяненко играл молодожена, живущего вместе со своей юной женой с родителями.

Читать еще:  Хорошо без детей? Звезды, которые называют себя чайлдфри

И только в 1965 актер знакомится с Леонидом Гайдаем, кинофильмы которого подарят артисту всесоюзную славу, а его поклонникам — немного бестактности. Легкость и теплота героя даст зрителям возможность до самой старости Демьяненко запросто назвать артиста Шуриком и дружески похлопывать по плечу.

Шурик

Сотрудник ЧК (1963)

Он и был-то Шуриком всего в двух комедиях: сборнике новелл «Операция «Ы»» и «Кавказской пленнице», но образ интеллигентного растяпы привяжется к актеру на долгие годы.

Сегодня среди молодежи в США появилась мода интересоваться советским кинематографом и делиться собственными рецензиями на наше кино. Многие киноманы по ту сторону океана приходят в восторг от очаровательного блондина, сравнивая его то с Чарли Шином, то с Джимом Керри.

Почему-то все поголовно «хоронят» Демьяненко молодым. Не зная других работ Александра Сергеевича, американцы приходят в уверенность, что он больше не снялся потому, что умер.

Своего Шурика он сильно недолюбливал. Будучи по натуре человеком интровертивным и довольно замкнутым, Демьяненко плохо переносил беспардонную народную любовь и, слыша, как кто-то снова зовет его Шуриком, представлялся: «Меня зовут Александр Сергеевич!».

Другой Шурик

Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Из назойливого образа он вышел уже в «Иван Васильевич меняет профессию». Не сложно заметить, что нелепость прежнего образа здесь сходит на нет. Теперь Шурик становится инженером-изобретателем, таким же мечтательным, но уже более степенным. Он заметно старше, женат и вообще брюнет.

Но зритель встречает его все так же. И негодует, узнав, что актер желает лишь одного — откреститься от сложившегося амплуа и перестать быть заложником одного, не самого сложного образа.

Совсем другим он становится в «Зеленом фургоне». Романтическое приключенческое кино, сделанное с хорошим чувством юмора. Здесь есть место и подлинной эксцентрике, и настоящей, не всегда лицеприятной правде жизни.

Но, несмотря на обилие серьезных ролей, глубокий драматический артист Демьяненко стал выцветать на фоне растяпы-Шурика, для создания которого, по признанию самого артиста, не пришлось ничего делать. Режиссеры перестали звать его на роли, а сам Демьяненко жутко страдал от постоянных и навязчивых объятий незнакомцев на улице.

Он ушел в дубляж. Голосом Александра Сергеевича говорит Роберт де Ниро, Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Донатас Банионис. Приятный тенор Демьяненко звучит и в советских мультиках.

Сердце актера

Летучая мышь (1978)

В начале 90-х актер ушел из Ленфильма и посвятил себя театру — сначала Театру комедии имени Акимова, потом «Приюту комедианта» в Санкт-Петербурге. В середине десятилетия его вдруг пригласили на роль в сериал «Клубничка». Он соскучился по работе, да к тому же семейный бюджет требовал пополнения. Несколько месяцев актер жил между двумя столицами, что не могло не сказать на его и так шалившем сердце.

Но последней ролью актера все-таки снова был Шурик. Отсылку к знаменитым советским комедиям сделали режиссеры популярных в конце 90-х «Старых песен о главном», где Демьяненко снова называли Шуриком, только теперь — на съемочной площадке.

После напряженных съемок в сериале у актера отслоилась сетчатка глаза. Пришлось немедленно делать операцию. Наркоз плохо повлиял на сердце. Спустя некоторое время Александр Сергеевич попал в больницу с подозрением на язву, но врачи категорически констатировали: это уже второй инфаркт. Первый Демьяненко перенес на ногах.

После совещания было принято решение сделать Александру Сергеевичу шунтирование. Но до процедуры дело не дошло. Актер умер в больнице от отека легких, вызванных коронарной болезнью сердца. Он похоронен в Санкт-Петербурге, на Серафимовском кладбище.

Частые вопросы об Александре Демьяненко

  • Какова причина смерти актера? У Демьяненко было больное сердце. По этой причине наш герой плохо перенес операцию по отслоению глазной сетчатки, проведенную под полным наркозом. Спустя некоторое время артист попал в больницу с подозрением на язву желудка, но оказалось, что это второй инфаркт (первый актер перенес на ногах).
  • Коронарная болезнь вызвала отек легких. Врачи назначили операцию по шунтированию, но Демьяненко не дожил 10 дней. Актер скончался 22 августа 1999 г., на 63-м году жизни. Покоится на Серафимовском кладбище, куда 6 лет спустя была подзахоронена вторая супруга Людмила.
  • Правда ли, что Демьяненко впадал в запой? Трезвенником актера назвать было нельзя, но и злоупотребляющим спиртным тоже. Мужчина надолго удалялся от публики и прятался на даче под Санкт-Петербургом не из-за запоев, а по причине депрессии, которой страдал после эпопеи с Шуриком.

Демьяненко Александр Сергеевич с детства мечтал стать великим актером. Наш герой не метил в комики, предпочитая сложные и трагические образы. Но случай сделал актера заложником роли, которую Демьяненко считал «проходной».

Шурику артист посвятил лишь волосы, которые стали испорченными после покраски, но не вложил душу. К сожалению, прежние великие образы – Мити, Сироткина, Поликанова – после выхода кинокомедии были забыты. И в этом величайшая трагедия актера.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector