Allesya.ru

Женский журнал Алеся
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе: 5 советов

Советы психолога. Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Стартовал новый учебный год — особенно напряженный для первоклассников и их родителей. Как подготовить малышей к учебе, приучить их к новой обстановке, ответственности и жизни в коллективе, «АиФ-Новосибирск» рассказала детский и семейный психолог Екатерина Рахметова.

Как правильно психологически подготовить первоклассника к новому образу жизни?

Обычно у первоклассника уже есть опыт нахождения в социальном коллективе вне семьи – это может быть детский сад, спортивные секции, развивающие кружки. Школа будет следующей ступенькой, и подготовкой к ней может служить рассказ родителей, совместный просмотр и обсуждение фильмов и мультфильмов на школьную тему, игра со взрослыми или сверстниками «в школу». Игра хороша тем, что будущий школьник может попробовать разные стратегии поведения, выработать для себя какой-то план, скорректировать свои ожидания.

Чего нужно избегать родителям при таких совместных занятиях:

  • Излишней тревожности. Если вы, напряженно вглядываясь в глаза первокласснику, будете говорить, что урок длится 40 минут и все это время надо сидеть (а про себя думать: «А ты у меня такой непоседа!»), то ребенок считает ваше состояние как небезопасное, и будет сам тревожиться по поводу школы. В таком случае адаптация будет затруднена, много энергии уйдет в страхи.
  • Нотаций, запугивания. «Надо хорошо учиться! Надо слушаться учителя! Будешь плохо учиться, пойдешь работать дворником!» Бедный ребенок еще не видел школы, а уже начинает ее не только бояться, но и ненавидеть.
  • Негативного настроя. «Ну вот, скоро школа, кончилась твоя и моя свободная жизнь!» Надо ли говорить, что поймет из этого ребенок?

Важно родителям уяснить простую истину – школа нужна, что ребенок получил знания и навыки. Не стоит драматизировать, относиться к школе, как к Голгофе или Небесному суду, месту, где он должен доказать свое право на уважение и прочее.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе, завести друзей, если он от природы очень стеснительный?

Все дети разные. А друзья и хорошие оценки бывают не только у самых бойких.

Родитель может помочь тем, что не будет особенно тревожиться на эту тему, а, зная такую особенность своего ребенка, не будет на него давить.

Хорошо бывать вместе на мероприятиях, где много других детей – это могут быть праздники, соревнования, мастер-классы. Важно давать ребенку поддержку и выбор: «Тут классно и весело. Мы можем постоять у стенки и посмотреть, но если ты захочешь и будешь готов, в любой момент ты можешь принять участие в том, что происходит.»

Если ребенок стесняется первое время, а потом идет на контакт и получает удовольствие от общения, можете устроить детскую вечеринку на вашей территории – это придаст уверенности малышу, он будет чувствовать себя в безопасности и не станет тратить силы на адаптацию к новому месту, сможет легче контактировать с другими.

Также о такой особенности ребенка можно сообщить педагогу, попросить первое время учитывать это при общении на уроках. Как правило, учителя идут навстречу пожеланиям родителей, так как заинтересованы в успешности учебного процесса.

Что делать, если в классе у ребенка возникают конфликты?

  • Если ребенок по приходе из школы жалуется на одноклассника, что тот отвлекал его во время урока или не давал поиграть в свой телефон на перемене, то будет достаточно простого разговора — с целью научить, как можно справляться с такими ситуациями.
  • Если ребенок стал замкнутым, его одежда и/или содержимое рюкзака грязные и порванные, если вы увидели синяк (и это было не один раз), то это повод наведаться в школу и составить разговор с педагогом. Конечно, предварительно обсудив произошедшее с ребенком. Важно пресечь ситуацию травли, когда один или несколько учеников выбирают жертву и начинают планомерно издеваться над ней. Ребенок один не справится, травля – симптом коллектива и возникает при попустительстве взрослых.
  • Если ребенок служит источником конфликтов в коллективе или с педагогами, то это повод обратить внимание на то, что же такое с ним происходит. Зачастую младшеклассник не в силах сообщить о своих проблемах напрямую, он сигналит плохим, протестным и конфликтным поведением. Если самим выяснить и устранить причину не удалось, стоит обратиться к психологу.
  • Если у ребенка конфликт с педагогом, то опять же, вмешательство родителей необходимо – понять причину и попытаться договориться с обеими сторонами. В особо тяжелых случаях эффективнее перевести ребенка в другой класс, к другому учителю – в ситуации конфликта и недоброжелательного отношения со стороны педагога процесс обучения успешным не будет.

Обучение происходит в точке интереса. Ребенок должен быть спокоен, исключена ситуация стресса. Что это означает? Изначально любой ребенок хочет быть успешным, он хочет нравиться значимому взрослому (будь то родитель или учитель). Если ребенку рассказать о том, что от него ожидают, и он способен это дать, то он будет стараться соответствовать.

Сложности начинаются от нереалистичных ожиданий: семилетний ребенок не способен все свои силы направлять в учебное русло – по природе своей он старается познать этот мир, адаптироваться к нему, что вовсе не ограничивается уроками и домашними заданиями. Плюс – все дети разные. Неудача в школе — не повод вешать на ребенка ярлык неуспешности, на ваши с ним отношения не должны влиять оценки и отзывы учителей. Самая худшая ситуация, когда ребенок оказывается между двух огней – с одной стороны пилит школа, с другой – родители. Ребенок замыкается и уходит в протест, из этой ситуации очень тяжело будет выйти. Не пережмите с воспитанием в угоду учебному процессу – это и неэффективно, и ведет к ухудшению отношений с ребенком.

Читать еще:  Ученые научились выращивать стволовые клетки из молочных зубов

Теплые, доверительные отношения с родителем, похвала за успехи (кому-то ради тройки надо трудиться изо всех сил, если эти старания не отметить, мотивация падает) создает правильную атмосферу для прилежной учебы.

До школы понаблюдайте за своим ребенком – насколько ему удается в разных играх соблюдать правила, как он реагирует на ситуацию проигрыша, сколько времени он может уделять одному занятию, как реагирует на ваши просьбы и запреты. И, в соответствии с увиденным, корректируйте свои ожидания по поводу школьной дисциплины.

Важно понять, что именно трудно дается ребенку. Кому-то поможет визуальная таблица с перечнем дел, кому-то — занятия по будильнику, кому-то занятия с нейропсихологом (особенно дислектикам, дисграфикам и детям с СДВГ). И абсолютно всем будут полезны подбадривания, вера, похвала, готовность помочь, да и просто обнять – со стороны родителей.

Важный вопрос. В норме адаптация занимает 2-3 месяца, хорошо бы на это время не планировать никаких других дополнительных занятий для ребенка. Дать возможность отдыхать и играть после школы, в первом классе домашних заданий быть не должно. Если к ноябрю-декабрю первоклассник научился сидеть на уроках, рано вставать каждое буднее утро, если сохраняет бодрость и хорошее настроение большую часть дня, то можно думать о дополнительных занятиях (спортивных секциях, кружках). Не забывайте о том, что у каждого ребенка должно быть свободное время безо всяких занятий – не менее часа в будний день, в выходные – больше.

Авторитет учителя

Всё зависит от того, насколько сами родители придерживаются мнения, что учитель пользуется авторитетом. В школе его нужно слушать и следовать тому, что говорит или советует педагог. Ребёнок видит и слышит, как его отец или мать отзываются об учителях. Тем самым они подают пример, как можно общаться с педагогом, а как нельзя.

Юлия Шандрак:

«К сожалению, в последнее время родители сами обесценивают учителей, что и мгновенно начинают делать дети. Достаточно обсудить какую-то тему из родительского чата класса при ребёнке, как реакция ученика будет незамедлительна по отношению к учителю и сверстникам».

Через уважение и позитивный настрой родителей к учителю можно привить достойное отношение ученика к учителям, отмечает специалист.

Как стартует учебный год в Новосибирской области? Заявление замгубернатора

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе: 5 советов

руководитель частной начальной школы Prima Schola и сети детских центров развития «Чудо-Школа Умница»

Как справиться с этим важным этапом и уменьшить стресс?

Совет первый: Тщательно выбирайте

Лучше это делать минимум за два года до поступления. Ребенку очень сложно менять школу, поэтому учитывайте все, что потом может перерасти в проблему. Самый лучший способ — внимательно изучить отзывы, не полениться сходить в школу и побеседовать с родителями учеников начальных классов. Многие родители выбирают школы по рейтингам и престижу, гонятся за гимназиями и специализированными школами со сложносочиненными программами с большими нагрузками. Но для начальной школы не так важен рейтинг, как преподаватель. Именно от учителя, его профессионализма, характера, мотивации и доброты зависит, как быстро ребенок адаптируется к школе и его академические успехи.

Не гонитесь за количеством знаний, а обратите внимание на качество. Иностранные языки и олимпиадная математика никуда не убегут — их можно добавить в качество дополнительного образования и в третьем, и в четвертом классах при условии, что ребенок легко справляется с основной учебной нагрузкой.

Совет второй: Готовьтесь к школе заранее

Часто родители вспоминают о подготовке к школе за год до поступления и ищут курсы, где бы их детей посадили за парты и дали знания первоклассника. А ведь важно, чтобы ребенок мог легко взаимодействовать со взрослыми и другими детьми, был внимательным, дисциплинированным, но при этом открытым, активным и мотивированным. В возрасте от 3 до 5 лет важно научить ребенка правильно общаться с другими детьми и взрослыми — в формате игры или в рамках развивающего процесса. Этот навык в будущем поможет ему успешно и эффективно влиться в новый коллектив взрослых и детей в школе.

Очень часто в качестве подготовительных курсов родители выбирают занятия при школе.

Эти занятия, по сути, дублируют программу 1 класса начальной школы и не рассчитаны на этот возраст. А ведь до 6−7 лет лучше обучать ребенка в игровой форме, через движение, а не сажать его за парту. Так он быстрее освоит материал и сохранит интерес к учебному процессу в школе. Поэтому отдавайте предпочтение тем курсам, центрам развития, где занятия проводятся по авторским игровым методикам, где есть индивидуальный подход к каждому ребенку и где в группе не больше 8 человек.

Совет третий: Школа — это праздник

Изменение режима дня, новые требования и нагрузки часто вызывают у ребенка много переживаний и чувство неуверенности в себе. Не требуйте от первоклашки очень много, а помогайте ему на всех этапах обучения. Хвалите его за все успехи, а в неудачах поддерживайте. В начале первого класса важно сразу наладить режим дня и освоить определенные правила вместе с ребенком. И желательно это тоже проделать в форме игры. Например, мы вместе вечером готовимся: ребенок — к школе, мама — к работе: кто быстрее соберет свой «портфель»? Или изучаем математику, а на выходных устраиваем соревнование, кто быстрее сделает домашнее задание: мама или ребенок? Победителю — приз.

Читать еще:  Ребенок. Жара. Машина. Как не убить собственного малыша?

В то же время с первых дней учебы надо ребенку дать понять, что теперь он взрослый, у него новая, очень значимая социальная роль, которая требует от него ответственности и самостоятельности. Положительный эмоциональный эффект оказывает празднование 1 сентября. Сделайте этот день важным семейным праздником с первого класса, и тогда школа будет у ребенка ассоциироваться с чем-то радостным и невероятно интересным.

Совет четвертый: Помогите завести друзей

Признание в коллективе и хорошее настроение — залог хорошей учебы. Если ваш ребенок стеснительный и ему тяжело сделать первый шаг, помогите ему завести друзей в классе. Узнайте, с кем он хочет подружиться, и организуйте совместную прогулку вне школы или вообще пригласите этого потенциального друга в гости. В неформальной приятной обстановке детям нужно совсем мало времени, чтобы стать хорошими друзьями.

Совет пятый: Не опускайте руки

У всех детей разная скорость адаптации и восприятия материала. Далеко не всегда плохая успеваемость в первом и втором классах означает, что ребенок будет тянуться в хвосте и дальше. Просто некоторым детям требуется чуть больше времени, чтобы проявить себя.

Если вы видите, что ваш ребенок тяжело справляется с учебой, а во всем остальном в школе не испытывает трудностей, то достаточно чаще заниматься с ним дополнительно. Это можно сделать своими силами, попросить учителя или обратиться в репетиторские школы. Главное — помочь ребенку, его поддержать!

Если все средства перепробованы, а ребенок идет в школу со слезами на глазах, часто болеет и плохо учится, стоит обратиться к детскому психологу. Важно очень быстро обнаружить проблему и принять срочные меры по ее решению. Школа, в отличие от детского садика, — это обязательная часть жизни любого человека, поэтому важно, чтобы она оставила только хорошие воспоминания.

Помогите ребенку жить по составленному расписанию

«Давай посмотрим. Сейчас 2 часа дня. Так. Что ты написал? В 2 часа — отдых. В 3 часа дня — письмо. Смотри на часы, когда там будет 3.00, садись писать, хорошо?» Если малыш недоволен, скажите: «Ты же сам составил такое расписание. Мы вместе решили, что так будет лучше для того, чтобы ты хорошо учился и успевал отдыхать и заниматься спортом (или музыкой, или танцами)». И не забывайте хвалить своего ребенка. «Как хорошо у тебя получается! Все успеваешь делать правильно и вовремя!»

Адаптация первоклассников к школе – советы родителям

Свой первый школьный день первоклассники ждут с нетерпением и очень волнуются, ведь у них начинается новая, «взрослая» жизнь. Для родителей начало школьной жизни – тоже серьезное испытание и повод для беспокойства: сумеет ли их малыш справиться с новыми для него обязанностями? Как быстро он адаптируется к школе? Родители волнуются не напрасно: от того, как пройдет адаптация к школе, зависит не только дальнейшая успеваемость ребенка, но и вся его будущая жизнь.

Как помочь малышу плавно и безболезненно перейти от беззаботной детской жизни к новой для него учебной деятельности? Об этом рассказывается в данной статье.

Что могут сделать родители, чтобы адаптация к школе прошла успешно?

В этот сложный период родители должны во всем поддерживать своего ребенка. Практически все дошколята очень хотят идти в школу, хотят взрослеть, хотят быть похожими на старших. Другими словами, изначально у всех первоклассников мотивация к учебе очень высока. Но когда начинаются ежедневные занятия в школе, ребенок сталкивается с первыми трудностями: вместо беззаботных развлечений – учеба, нацеленная на результат, вместо динамичных игр – долгие уроки, во время которых нужно сидеть спокойно. Из-за таких трудностей мотивация к учебе существенно снижается, и главное для родителей – с первых же дней в школе помочь малышу сохранить интерес к учебе. Самая сложная проблема для всех первоклашек – усидеть на месте. Это объясняется возрастными особенностями детского организма: у ребенка 6-7 лет мозг еще только формируется, и удерживать внимание на протяжении длительного времени малышу пока еще очень трудно. Особенно сложно концентрировать внимание на учебе 6-леткам – именно поэтому рекомендуется отдавать детей в школу в 7 лет.

Как помочь ребенку справиться с этой проблемой?

Самое главное – ни в коем случае не ругать малыша за неусидчивость, а точнее – не ругать его ни за что, связанное со школой, чтобы у него не пропал интерес к учебе. Задача взрослых – помочь ребенку наладить учебный процесс, научиться правильно и в определенной последовательности выполнять инструкции учителя: сели прямо, открыли тетради, взяли ручки, написали число… Не забывайте, что даже эти простые действия для ребенка новые, незнакомые.

Должны ли родители помогать ребенку с уроками?

Во время выполнения домашних заданий нужно обязательно сидеть рядом с ребенком, особенно первое время. Но при этом задача взрослых – помочь малышу усидеть на месте, а не делать уроки за него. Сидя рядом с ним, постарайтесь поддерживать его интерес к учебе: хвалите за достижения и ни в коем случае не ругайте, если он сделал ошибку. Если учебный процесс дается ребенку с трудом или что-то не получается, во время выполнения домашнего задания можно в качестве поощрения положить рядом что-нибудь вкусненькое – яблочко, мандаринчик. Если во время учебы побаловать малыша его любимыми лакомствами, это поможет ему получать больше удовольствия от приготовления уроков. Следите только, чтобы вкусняшки не оставляли пятен на учебниках и тетрадках.

Читать еще:  Дети до и после первого дня в школе (8 фото)

Адаптация первоклассников в школе.

Но при этом нельзя путать поощрение с наказанием. Нельзя говорить детям что-нибудь типа «пока не сделаешь уроки, не пойдешь гулять» или «сделаешь ошибку в домашнем задании – не получишь шоколадку». Такие заявления могут отбить интерес к учебе, а школа и все связанное с ней не должно вызывать у ребенка негативных эмоций.

Сейчас многие дети не посещают детский сад, а воспитываются дома. Помогает ли домашнее воспитание быстрее адаптироваться к школьной жизни или, наоборот, мешает?

Проблемы в школе могут возникать и у «домашних» детей, и у «детсадовских», но, как правило, они разные. По статистике проблемы с адаптацией к школе у детей, которые не посещали дошкольные детские учреждения, бывают гораздо чаще, чем у тех, которые ходили в детский сад. Главной проблемой для всех первоклассников является вхождение в новый коллектив и смена привычного уклада жизни, и для «домашних» детей эта проблема стоит особенно остро. Из-за недостаточного опыта общения со сверстниками у детей, не посещавших дошкольные детские учреждения, часто отсутствует коммуникативная готовность к школе: им не хватает навыков совместного действия с другими детьми, умения общаться в коллективе, уступать, подчиняться. Но кроме коммуникативной, у «домашних» детей существует и мотивационная проблема. Из-за того, что такие дети мало общались со сверстниками в дошкольный период, в школе им зачастую бывает интереснее общаться, чем учиться. В этом случае задача родителей – сориентировать малыша именно на учебу. Если «домашний» ребенок – единственный ребенок в семье, это значит, что в дошкольном возрасте он больше общался со взрослыми, чем со сверстниками, поэтому в школе он стремится больше общаться с учителем, чем с одноклассниками. Такое поведение мешает вхождению в коллектив и затрудняет процесс адаптации.

Что делать, если первоклассники испытывают трудности при общении с учителем?

Фигура учителя для первоклассника очень важна, особенно в начале учебы, поэтому очень важно, чтобы учитель с самого начала понравился малышу. Авторитет учителя в глазах первоклассника очень высок, и его словам ребенок доверяет даже больше, чем словам родителей. Такое отношение вполне нормально: оно поддерживает интерес к школе. Если дети испытывают страх перед учителем, то истоки этого страха нужно искать не в школе, а в семье. Это значит, что в дошкольном возрасте малышу внушили чрезмерный страх перед взрослыми. Нельзя ругать ребенка за этот страх: поддержите малыша, объясните, что учитель не желает ему зла.

Что еще поможет ребенку быстрее адаптироваться к школьной жизни?

Первоклассникам необходимо полноценное питание и строгий режим дня, тогда ребенок будет не только меньше уставать, но и меньше болеть, а значит, меньше пропускать занятия в школе. Малыш обязательно должен ложиться спать не позднее 21.00, только тогда ночной отдых будет действительно полноценным. Очень важно, чтобы ребенок ежедневно гулял на улице, т.к. для детей этого возраста характерна большая потребность в двигательной активности. Еще один очень важный момент: первоклассники – все еще маленькие дети, поэтому нужно обязательно оставлять им ежедневно время для игр.

Еще несколько советов родителям первоклассников.

Не следует ждать от первоклассника невероятного прогресса или каких-либо сверхдостижений с первых дней учебы в школе. Основная задача всей начальной школы – научить ребенка учиться, другими словами – научить его непосредственно процессу учебы: как лучше понимать и запоминать новый материал, как повторять пройденное, как правильно сидеть за партой, как пользоваться книгой, как выполнять задания. Начальная школа должна поддержать у ребенка желание учиться, с которым он пришел в первый класс, и привить интерес к приобретению новых знаний в будущем. Задача родителей – быть терпеливыми и внимательными, поддерживать малыша в этот сложный период и показывать свою любовь к нему. Тогда в будущем он обязательно порадует вас своими достижениями в учебе.

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе.

Чем больше кружков, тем лучше, или наоборот?

Не перегружайте ребенка кружками. Позвольте ему во внешкольное время играть и проводить досуг по собственному усмотрению и неструктурированно, но не с гаджетами!

Желательно максимально избегать дополнительной психической нагрузки. Это не означает избавить ребенка от каких-либо домашних обязанностей, здесь речь идет о тщательном дозировании времени, проведенного перед телевизором или с гаджетами. Также нужно исключить ссоры родителей в присутствии ребенка, поддерживать доброжелательную атмосферу дома, давать возможность поделиться чувствами и эмоциями. Когда ребенок полдня должен сидеть за партой, очень важно позволить ему вдоволь подвигаться и поиграть после школы и таким образом разгрузиться.

Общие советы родителям

Несколько советов, которые помогут успешно адаптироваться ребенку к новым условиям:

  • Утром будите ребенка спокойно
  • Перед началом дня — пожелайте ребенку успеха, найдите несколько ласковых слов.
  • Встречая ребенка после школы — дайте немного расслабиться.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки.
  • Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий — 10 минут перерыв.
  • В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то . «.
  • Будьте внимательны к жалобам ребенка на усталость или плохое самочувствие.

Период адаптации к школе — очень важный этап в жизни первоклассника. Он длится от нескольких недель до полугода. Как этот процесс будет происходить зависит не только от личных качеств ребенка, но и от родителей. Именно они могут помочь пройти этот период своим детям безболезненно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector