Allesya.ru

Женский журнал Алеся
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать, если двухлетний ребёнок часто психует и капризничает?

Ребенок постоянно ноет: почему и что делать родителями с нытьем

Капризный ребенок, закатывающий истерики по любому поводу — проблема для родителей. Особенно неприятна такая ситуация где-нибудь на улице, в магазине, когда вокруг находится много посторонних людей, перед которыми, по сути, целенаправленно и устраиваются эти «спектакли». Ребенок плачет по любому поводу – из-за отказа взрослого купить ему игрушку, из-за того, что его держат постоянно за руку, или просто потому, что у него плохое настроение.

Нужно сказать, что эта проблема весьма распространенная, и с ней сталкиваются практически все родители. Решить ее в положительном ключе без усилий со стороны взрослого вполне возможно, если знать, как правильно подходить к данному аспекту. Как отучить ребенка ныть без применения шлепков и повышения голоса – именно этому мы и хотим уделить немного внимания.

Хватит орать! 4 простых правила, чтобы ребёнок не закатывал истерики по поводу и без

Одна из самых серьёзных претензий родителям: «А чего у них дети орут». Ту же жалобу часто адресуют и сами родители детям: «Ты чего орёшь? Перестань!». Инна Прибора даёт несколько советов, как помочь детям справиться со своими эмоциями и заменить крики на что-то потише.

Почитаешь что-нибудь о поездках на море, об отелях и ресторанах, и складывается впечатление, что орать — главное свойство ребёнка, и это беспокоит не только людей из ресторана. Популярный поисковый запрос «ребенок орёт» подразумевает несколько вариантов: «в самолёте», «весь день», «по любому поводу», «во время массажа», «что делать». Конечно, только очень терпеливый родитель лезет в интернет спрашивать, что конкретно делать, если напасть уже приключилась. Часто человек старается выбить клин клином — тоже орёт на ребёнка. Особенно интересно смотреть, когда он на ста децибелах, брызгая слюной, задаёт свой невинный вопрос: «Чего орёшь?».

Если вы когда-нибудь общались с учительницей со стажем, то знаете, что когда она невзначай повышает голос, утихает всё живое. Птицы зависают в воздухе, сосед роняет дрель, дети во дворе за три километра теряют мяч и замирают. Этот голос — инструмент учителей, который позволяет им работать в школе, вести занятия, родительские собрания, и, главное, входить в класс после звонка с таким «Здравствуйте, дети!», чтобы в момент парализовать всех крикунов, которые скачут на парте.

У простых родителей такой опции нет. Поэтому они пользуются другими, на редкость неэффективными:

  • яростно шептать в ухо: «Тише, тише! Давай выйдем из музея и там начнём вопить!»;
  • игнорировать ребёнка, делая вид, что это чей-то ещё ребёнок;
  • совать конфеты, на которые минуту назад ему даже смотреть запрещалось: «Ладно, на, ешь!»;
  • срочно искать в телефоне ролик с котом, чтобы отвлечь малыша, но вместо этого натыкаться на видео со смешным танцем голых женщин.

Обычно родитель в сложной ситуации видит два выхода: под каким-нибудь предлогом, например, под страхом смерти, убедить ребёнка молчать («Смотри, к нам уже идёт полицейский. Знаешь зачем?») или отвлечь («Ой, смотри, там забавный полицейский пробежал!»).

Все беда в том, что мы не научили выражать детей свои чувства. Если с выражением что-то не вышло, то дети начинают действовать своим путём — то есть на нервы.

Итак, как научить ребёнка изливать свои чувства наружу, чтобы ни на кого не попало.

1. Самому стать наглядным учебником по выражению чувств

Многие ждут от детей осознанного подхода ко всем невзгодам. При этом как мы сами выплескиваем своё разочарование от жизни? Идём тихонько мять подушку в уголке? Нет, это как раз большие дяди и тёти срываются на окружающих, хамят, напиваются вдрызг, ни с того ни с сего лезут обниматься, хлопают дверями, слушают с утра Стаса Михайлова на полной громкости, а потом грозят прикончить того, кто включил музыку в три часа ночи. Если вместо отчаянных налётов на холодильник мы начнём практиковать глубокое дыхание, медитацию или хотя бы честно объяснять свои эмоции в том числе и детям («Я страшно зол на Роскомнадзор, и сейчас буду бегать кругами и выкрикивать обидные слова в адрес государства»), то и дети научатся этим приёмам. Или хотя бы расширят лексикон.

2. Объяснить ребёнку, что с ним происходит

Приём «активное слушание» — это не просто сидеть и кивать, когда сын сообщает о своём желании взорвать этот садик к чёртовой бабушке. Мы говорим, как это называется: «Да, ты негодуешь. Воспитательница не достала птичку с дерева. Я понимаю, это досадно». Фокус в том, что до того, как вы проговорили эмоции, дошкольник не знал, что он негодует. И слова-то такого не слышал. Он ощущал непонятный дискомфорт в верхней части груди, поэтому ёрзал и был невыносим. Отныне он может гордо сообщать друзьям: «Я часто негодую, когда воспитательница ведёт себя не лучшим образом».

3. Выслушать и посочувствовать

Хорошо, когда маму с папой можно обнять и излить им душу. Нам бывает нелегко разделить боль близкого человека, потому что у Дашиного пупсика сарафан краснее. Мы начинаем смеяться, говорить, что это неважно и даже давать советы: «А ты в следующий раз подойди и скажи так…»

Вот представьте, что вам очень плохо. Вы лежите лицом в ворс ковра и чувствуете себя ничтожнейшим из ворсов. И тут кто-то любимый приходит и начинает давать вам рекомендации, как надо поступать в другой раз и вообще в подобных случаях. Лучшей реакцией будет просто заорать на советчика, потому что он абсолютно, ну вообще ничего не понимает.

Правда, в общественных местах нам бывает неудобно нырять в пучину отчаяния вместе с ребёнком. Так что нужно поскорее вывести его туда, где воздух свеж и не начался тихий час. «Простите, Вася не орёт, Вася печален из-за преждевременной кончины леденца. Нам нужно выйти! Да, Вася, это боль…».

4. Продумать, как помочь ребёнку выпустить пар

Нет эмоции — нет проблемы, считается в армии, пионерии и прочих тоталитарных сектах. Делать в любой непонятной ситуации «покер-фейс» — устаревшее решение. Наши продвинутые дети должны знать, что с ними происходит и как на это что-то реагировать. Мы как взрослые можем вручить некий набор доступных приёмов, облегчающих состояния, в которых хочется орать. Итак, как минимум у нас есть такие штуки:

  • читать стихи;
  • бежать марафон вокруг дома;
  • кувыркаться на диване;
  • слушать странную музыку в наушниках;
  • хлюпать носом в воротник;
  • мять пластилин;
  • прятаться в шкафу под шубой;
  • гладить кота;
  • висеть на перекладине вниз головой…

В общем, вести себя как нетрезвый взрослый, только не выкрикивая при этом «Сергей — подлец!». А что именно подойдёт вашему ребёнку, придётся выяснить опытным путём.

Может оказаться так, что справиться с восторгом, гневом и печалью ребёнку помогает громкий вопль. Что ж. Главное, не выносить ор из избы. Из звукоизолированной.

Иллюстрации: Shutterstock / miniwide

В чем причины капризов двухлеток?

На самом деле, капризы, истерики и психи у малыша в 2 года — это вполне нормальное явление. В этом возрасте кроха активно познаёт мир, который готовит для него не всегда приятные сюрпризы. Для ребёнка на этом этапе жизни важно быть самостоятельным, при этом он по-прежнему остро нуждается в помощи взрослых, хоть и не хочет это признать.

В 2 года малышу сложно оставаться всегда в хорошем настроении и получать удовольствие от всего, что его окружает и в чём он участвует. Ребёнок ещё слишком мал и неопытен, он по-прежнему чувствует сильную связь с матерью, хотя и пытается её отрицать.

Для малыша крайне важно в этот период осознать пределы собственного «я», обозначить для себя рамки дозволенного, порой доводя себя и окружающих до предела. Кроме того, в 2 года кроха вполне сознательно пробует манипулировать взрослыми, ощущая плоды собственной власти над ними.

Сложный период пройдет ближе к трём с половиной годам, но ненадолго. В 4 года у малыша начнётся новый этап в жизни — переход от младшего дошкольника к среднему с новыми принципами, желаниями и мнением.

Читать еще:  Как хранить материнское молоко

Советы родителям

Если ребёнок в 2 года часто капризничает и психует, то это означает лишь одно: кроха взрослеет. Родителям нужно понять его и научиться не реагировать на истерики. На время переходного возраста родителям нужно научиться сохранять терпение, забыв о том, что хорошо, а что плохо, позволяя малышу получать самостоятельный опыт – естественно, в рамках разумного.

Если ребёнок всё хочет делать сам, нужно ему это позволить (конечно, когда речь не идет о переходе дороги, спуске с крутой лестницы и так далее). Во всём остальном можно дать малышу возможность получать собственные впечатления.

Так, например, если кроха настаивает на том, чтобы надеть летом шапку, стоит ему позволить – пусть на прогулке почувствует, насколько это жарко и некомфортно. Собственный опыт поможет малышу лучше осознавать происходящее, чем нравоучения взрослых.

Задача родителей двухлетних малышей — не препятствовать получению ими личного опыта, деликатно оберегая от опасности. Важно слышать и слушать малыша в этот период жизни, учитывать его мнение, искать компромиссы.

Игра для укрепления контакта

Чтобы наладить контакт с малышом, который в силу возрастных особенностей капризничает и психует, можно с ним поиграть. В этом возрасте игра — единственное, что серьёзно может его увлечь. Практически всё свободное время дети посвящают играм и игрушкам, поэтому обязательно оценят попытки взрослых принять участие в их забавах.

Многие родители говорят о том, что ребенок в 2 года разбрасывает игрушки, относится к ним небрежно, ломает без сожаления. На самом деле, даже если так и происходит, то делает малыш это не специально.

Разбросанные по дому игрушки — следствие кратковременной памяти крохи. Наигравшись с ними, он просто про них забывает. Родители могут привлекать кроху к уборке игрушек, превратив процесс в игру и подготовив для каждой из них свое место. Оптимальное место для игрушек — это открытые полки, где их можно будет расставить по форме и размерам.

Не стоит позволять ребёнку играть сразу всеми игрушками одновременно. Только ограничивая доступ к части игрушек и позволяя играть ими попеременно, можно будет сохранить интерес малыша. Конечно, стоит сделать исключение в отношении самых любимых игрушек крохи: они должны быть доступны ему всегда.

Развлекайте малыша

Если ребёнок в 2 года много капризничает и часто плачет, возможно, он просто не умеет себя сам развлекать, и такое поведение есть не что иное, как следствие скуки. В 2 года далеко не все малыши способны придумать себе занятие без помощи взрослых, даже имея под рукой солидный арсенал игрушек.

Если мама или папа заметили, что капризы малыша появляются от неумения развлекаться самостоятельно, стоит предложить ему варианты игры. Например, дети в этом возрасте с удовольствием играют:

  • в ролевые игры (магазин, больницу, детский сад);
  • в подвижные игры с мячом, кеглями или скакалкой;
  • с плюшевыми игрушками;
  • с конструкторами.

Важно, чтобы во время игр малыши имели возможность сделать новые открытия, ближе познакомиться с окружающим миром. Именно поэтому, принимая участие в игре, взрослый не должен полностью брать на себя инициативу, выполняя самые интересные действия за ребенка. Достаточно будет деликатно подтолкнуть кроху к выполнению определённых действий, продемонстрировав их алгоритм на личном примере.

Станьте другом малышу

Многие задумки ребёнку в 2 года не по силам только из-за некоторых ограничений в отношении физического развития. В таких случаях очень важно, чтобы кроха имел возможность рассчитывать на поддержку взрослого. Так, например, малыш решил сделать поилку для птиц, но не в состоянии ее самостоятельно установить на дерево, — здесь без помощи мамы или папы ему просто не обойтись.

Необходимо, чтобы взрослые выступали в роли партнеров, выполняющих поручения малыша, но ни в коем случае не брали на себя роль лидера, руководящего процессом. Для ребёнка в этом возрасте очень важно делать самостоятельно то, что он задумал, поэтому, не давая ему такой возможности, можно лишь усугубить проявление капризов и истерик.

Родители двухлетних малышей обязательно должны принимать во внимание детские интересы, не только предлагая свою помощь, но и проявляя заинтересованность, становясь участником игры. Дети не должны умолять родителей поиграть с ними, взрослые должны это делать с удовольствием и по собственной инициативе, причём ровно столько, сколько в этом нуждаются малыши. Очень важно, чтобы инициатором окончания игры выступал именно ребёнок: только в этом случае он получит максимальное удовлетворение от процесса.

Что делать, когда истерика неизбежна

Даже самое ласковое и деликатное обращение с малышом в 2 года не застрахует от возникновения критических ситуаций, когда истерика неизбежна. В этом возрасте вести себя всегда хорошо кроха при всем желании не сможет, поэтому психи и капризы так или иначе время от времени будут проявляться. Родителям нужно быть к этому готовыми и выработать собственную линию поведения в такие моменты.

Ребёнок, склонный к нервным срывам, часто неусидчив, активен, точно знает, что ему нужно, и противится всем попыткам взрослых ему помочь в достижении желаемого. Непонимание родителей вызывает у него негативную реакцию. Такой малыш в сложных ситуациях плачет и психует, требуя своего, не видя и не слыша ничего вокруг.

Кульминацией истерики может стать падение на пол с громкими криками и хаотичными движениями. Во время падения ребёнок настолько не контролирует ситуацию, что может обо что-нибудь удариться. Крик и истерика могут продолжаться достаточно долго, до тех пор, пока кроха окончательно не выдохнется или его не стошнит. Родители при этом могут впадать в ступор, не понимая, что им делать.

На самом деле, взрослые должны оставаться хладнокровными в таких ситуациях и стараться сделать всё для того, чтобы поскорее прекратить истерику. Оптимальный вариант, конечно, окружить кроху комфортными условиями, снижающими возможность проявления подобного рода срывов.

А вот что касается успокоительных препаратов, которыми часто «угощают» малыша, желая предотвратить истерики, то их может прописать только врач: любая самодеятельность в таких случаях может иметь губительные последствия.

Итак, что же делать, если малыш в 2 года уже зашёлся в истерике? Для начала нужно проанализировать ситуацию и постараться отвести кроху от опасных для него предметов. Чтобы малыш сам себя не покалечил, разумно будет его удерживать, не допуская хаотичных движений. Как только кроха успокоится, можно будет уложить его в постель.

Если ребенок не любит, когда его удерживают во время истерики, стоит считаться с его желаниями, не ограничивая личной свободы. В этом случае достаточно будет очистить территорию вокруг него от предметов, которые способны нанести вред.

Истерика у ребёнка: чего делать нельзя

Некоторые родители считают, что привести в чувство малыша во время приступа истерики можно с помощью шлепков или пощечин. На самом деле такие действия не будут давать эффект, более того, они усугубят ситуацию. Во время выхода ситуации из-под контроля не имеет смысла кричать, бить ребёнка, объяснять ему правила поведения, стыдить или упрашивать успокоиться.

Ни одно из этих действий не будет давать результата. Нужно просто подождать, когда кроха найдёт в себе силы успокоиться самостоятельно, и ни в коем случае не начинать разговаривать с ним первыми.

Правильным будет подождать, пока малыш не только успокоится, но и сможет сам подойти. Только в этом случае можно будет его обнять, поцеловать и продолжить общение, не вспоминая о недавней вспышке. Такой алгоритм действий должен быть вне зависимости от того, где началась истерика — дома или в людном месте.

Даже опасаясь осуждения и внимания окружающих, родители не должны поддаваться на провокации ребёнка, позволяя ему с помощью истерики получать желаемое. Только в этом случае можно будет рассчитывать на то, что со временем кроха перестанет себя вести подобным образом.

Помните о том, что истерика у ребёнка в определенной мере рассчитана на зрителей, и если реакции от них нет, то и продолжать представление рано или поздно потеряет для него всякий смысл.

Читать еще:  Кризис, который не страшен

Когда нужно думать о врачебной помощи

Стоит ли обращаться за помощью к психологу и когда это действительно нужно делать? Консультация детского психолога не помешает, если истерики у ребёнка в 2 года стали происходить слишком часто и имеют продолжительный характер. Если малыша выводят из себя даже мелочи, если он долго не может успокоиться и плохо восстанавливается после приступов, стоит показать его доктору, учитывая, что психическое здоровье крохи может быть под угрозой.

Обычно в таких случаях уместным будет обследование не только у детского психолога, но и у невролога, которые, возможно, помогут подобрать препараты на натуральной основе для успокоения ребёнка.

Поведение родителей и их главные ошибки

Мамы, привыкшие, что ребёнок является их продолжением, не всегда успевают заметить момент, когда в два года он начинает отделяться и проявлять самостоятельные желания, отличные от тех, что навязывают ему родители. Постоянно сталкиваясь с необычной и неуправляемой реакцией у детей на привычные действия, когда малыш психует на еду, сон, прогулку, мамы испытывают шок и перестают держать ситуацию под контролем.

С помощью истерики ребенок уже в два года может пытаться определить границы дозволенного. Например, он не хочет есть суп, потому что предпочитает конфеты. В разуме ребенка отсутствует сформированный обществом способ и система употребления пищи, и постоянно искренне не понимает, почему нельзя обедать шоколадом. Он требует, чтобы его желание выполнили, и единственное оружие в его арсенале – это плач, крики и истерики. Он словно испытывает на прочность собственных родителей, и, если они дают слабину, границы дозволенного расширяются. Иными словами, неправильное поведение родителей дает повод ребенку и даже провоцирует его на последующие истерики.

Несмотря на то, что поведение малыша и его капризы связаны с физиологическими процессами его развития в два года, ни в коем случае нельзя поддаваться капризам и выполнять все, что хочет малыш.

Истерика действительно утихнет, но в следующий раз ребёнок захочет получить нечто большее и новое, капризы будут появляться все чаще, а истерики будут становиться всё бесконтрольнее. Малыш четко должен знать, что такое «нет» и «нельзя».

Когда начинают плакать младенцы, мамы стараются отвлечь их: начинают кормить, развлекать игрушками, показывать какой-нибудь принципиально новый вид и т.д. Такой метод работает, поскольку в самом нежном возрасте дети не в состоянии одновременно думать о двух кардинально разных вещах.

В возрасте двух лет ребёнок искренне не понимает, почему родители, в ответ на его требование купить ему новую игрушку, показывают красивую елку в центре торгового зала. Он принимает факт существования этой красивой елки, но это не мешает ему хотеть игрушку. Метод отвлекания бесполезен и даже способен усугубить ситуацию.

Мой ребенок меня бьет и кусает, если чем-то недоволен. Что делать?

Ищем настоящие причины

Часто малыши вдруг начинают бить родителей и кусаться, и это сильно сбивает с толку. Кажется, что ребенок делает это нарочно. На самом деле, конечно же, нет: последнее, чего хотят маленькие дети, — это причинить боль маме или папе. Но что же делать, если ребенок-дошкольник при малейшем недовольстве бьет родителей? Рассказывает психолог Екатерина Сафонова.

Психолог портала «Я — родитель»

В первую очередь нужно понять, что такое поведение не является «хорошим» или «плохим». Да, любая физическая агрессия в обществе табуируется и считается недопустимым поведением, но любому психологу ясно, что поведенческая реакция — это маркер, по которому можно судить о внутреннем состоянии человека. Если ваш ребенок ударил вас, не стремитесь отругать его или наказать, постарайтесь определить причину такого поведения.

Итак, какие могут быть факторы, вызывающие в ребенке желание ударить родителя:

Выражение эмоций

Нам, взрослым, кажется, что проявлять эмоции — это просто. Но на самом деле и этому навыку ребенка необходимо обучать. Не всегда удары свидетельствуют о том, что ребенок злится, гневается, в ярости.

В моей практической работе встречалась девочка, которая со всех сил била маму, когда ее переполняла любовь, просто по-другому выразить это чувство ребенок пока не умел. Но даже если ребенок бьет вас от злости, не спешите ставить его в угол — ведь удар является естественной реакцией маленького человека.

Поговорите с ним о его переживаниях, скажите: «Ты сейчас злишься, я тебя понимаю. На твоем месте я чувствовала бы то же самое!». Учите ребенка распознавать собственные эмоции и выражать их соответственно требованиям, предъявляемым в обществе. Предложите малышу альтернативный способ проявления эмоций — побить подушку, нарисовать то или иное чувство, проиграть в сюжетно-ролевой игре.

Наблюдение ребенком физической агрессии

Просмотр фильмов, телепередач, мультфильмов, где систематически проявляется физическая агрессия, является для ребенка негласным разрешением на применение таких же методов. Нередко родители совершают ошибку, включая телевизор в квартире в фоновом режиме, например, пока мама готовит обед. Ребенок же считывает всю информацию, которую получает извне, и принимает ее как инструкцию к действию.

Применение физического насилия по отношению к самому ребенку

Если вы позволяете себе шлепнуть малыша по попе, потрепать за ухо или и вовсе ударить ремнем, то не стоит удивляться, что ребенок отвечает вам тем же. Ребенок, который является жертвой физического насилия, обязательно будет транслировать агрессию вовне, а родитель — это самый близкий человек, в отношениях с которым ребенок и пробует все возможные модели коммуникации.

В моей практике была семья, в которой ребенок систематически использовал физическую агрессию по отношению к маме, а потом выяснилось, что мама с малых лет бьет малыша ремнем.

Обратите внимание: даже если ребенка, например, в детском садике бьют такие же детишки, возвращать агрессию, скорее всего, он будет дома.

Проверка границ

Для того чтобы определить границы допустимого, ребенку их необходимо нарушить. Ребенок ежедневно проверяет окружающую среду на прочность, задавая себе вопрос: «а что будет, если я сделаю так?». В построении границ малышу нужна помощь, но для начала определите для себя, что вы считаете допустимым, а что — нет. Можно ли вас ущипнуть, похлопать по спине — и четко объясните это ребенку. Крайне важна последовательность — если вы разрешили, то идти на попятную будет поздно, требования, предъявляемые к ребенку, меняться не должны.

Привлечение внимания

Вы весь день находитесь на работе, забирая ребенка из садика, молча сажаете в машину, затем готовите ужин, а ребенок мешает вам, пытаясь привлечь ваше внимание? Конечно, следующим способом завладеть вниманием мамы будет ударить ее. После удара мама, разумеется, начнет ругаться, но цель малыша будет достигнута — он получит заветное внимание, удовлетворит свою первоочередную потребность. Постарайтесь чаще играть с ребенком, причем позвольте ему выбирать игры самостоятельно, чаще обнимайте его, говорите, как сильно вы его любите.

Потребность в физической активности

У ребенка энергии гораздо больше, чем у взрослого человека. Соответственно, эту энергию необходимо выплескивать. Современные родители тратят много сил на интеллектуальное развитие ребенка, отдавая его чуть ли не с восьми месяцев на различные детские курсы, английский язык, ментальную арифметику, курсы программирования, но забывая о том, что малышу просто необходима физическая активность.

Лучше займите малыша интересным ему видом спорта, не обязательно заниматься этим профессионально: вполне достаточно будет прыжков на батуте или обычных танцев, ребенку просто нужно двигаться и выплескивать накопившуюся энергию. Если такой возможности не будет, ребенок будет выплескивать эту энергию на самого близкого ему человека — маму или папу.

Итак, как вы видите, причин, по которым дети могут ударить своих родителей, достаточно много. Я перечислила лишь немногие, но самые распространенные. В случаях, если агрессия ребенка не исчезает, лучше обратиться за помощью к грамотному психологу, который сможет определить причины появления такой агрессии и скорректировать ее.

Текст впервые был опубликован 13 марта 2018 года. Материал подготовлен для нашего издания порталом «Я — Родитель» в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более семи лет помогает мамам, папам, бабушкам, дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов — и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

Читать еще:  Как вернуть фигуру после родов

Ссоры из-за детей

Что все это значит для родителей?

Во-первых, важно понимать, что совершенно нормально, когда родители или опекуны спорят или выражают несогласие друг с другом.

Однако если родители ссорятся часто, если это происходит в резкой форме и конфликт не разрешается быстро, то тогда это сказывается на детях.

И даже в большей степени, если ссора происходит из-за детей, поскольку тогда дети винят себя или начинают чувствовать ответственность за ссору родителей.

Негативное воздействие может проявляться в виде расстройства сна и нарушений умственного развития у младенцев; беспокойства и поведенческих проблем у младших школьников; депрессии, трудностей с учебой и других серьезных расстройств, например, таких, как членовредительство у старших школьников и подростков.

Автор фото, Getty Images

Часто дети из-за ссор родителей испытывают трудности в общении с другими детьми

Давно известно, что наибольший вред детям наносит домашнее насилие, однако теперь ученые пришли к выводу, что родителям даже необязательно проявлять агрессию или гнев в адрес друг друга, чтобы урон их детям все равно был нанесен.

Эмоциональное, поведенческое и социальное развитие детей страдает и тогда, когда родители замыкаются в себе и проявляют мало душевного тепла по отношению друг к другу.

Но это еще не все.

Плохие отношения между родителями не только отражаются на детях, но — как показывают исследования — негативный опыт может передаваться дальше, другим поколениям.

Этот цикл необходимо прервать, если мы хотим, чтобы у наших детей и последующих поколений была нормальная, счастливая жизнь, отмечают ученые.

Кризис 3 лет

Научитесь правильно спорить с ребёнком

Ситуация: милый и сладкий крошка превратился в монстра, который закатывает скандал по любому поводу. Он может протестовать полчаса и час и ни на какие уговоры не реагирует. По любому поводу и без: нет, нет, нет. Даже если вы видите, что на самом деле он хочет спать или пить.

Что происходит на самом деле: это наступил кризис негативизма. Да, родителям несладко, но для ребёнка этот период жизни вообще кошмарен. Вся его жизнь до этого строилась на том, что родители приходят на зов и удовлетворяют его потребности. А теперь ребёнок с удивлением обнаруживает, что он и родители иногда хотят разного, и пугается.

В три года ребёнок умеет массу вещей. И у него начинается, так сказать, головокружение от успеха. Ему кажется, что он способен абсолютно на всё. Но критическое мышление ещё не развито, он не видит сложности ситуации и всех обстоятельств. В отличие от родителей, которые уже накопили определённый опыт и не могут разрешать ребёнку делать всё, что он хочет.

Чего не надо делать: звать «злого дядю, который тебя унесёт» или грозить оставить одного. Ребёнок всерьёз верит словам родителя. Для него остаться одному равносильно смертному приговору. Не нужно также бить ребёнка. Так родитель агрессивным способом запускает реакцию следования, а малыш ничему не учится.

А если напугать ребёнка ещё сильнее, включится более ранняя программа: оставайся на месте и кричи. С каждым новым криком ребёнок будет всё глубже проваливаться в стресс. С каждым ударом и окриком образ родителя как источника защиты и заботы будет разрушаться.

Что лучше сделать: запомнить, что ребёнок ничего не делает назло. Ему делать назло ещё очень сложно. Для этого нужно как минимум представлять, как жертва воспринимает те или иные действия. То есть взглянуть на ситуацию со стороны другого человека и продумать стратегию. Мозг ребёнка будет на это способен только к шести-семи годам.

Во время кризиса негативизма с ребёнком нужно спорить. Только делать это не с помощью крика, а выстраивать грамотную дискуссию. Так ребёнок учится конфликтовать и отстаивать своё мнение. Сначала у малыша будет шок и протест от того, что не все хотят того же, что и он. Но со временем он научится жить в мире, в котором его воля порой ограничена волей других людей.

Если наказывать ребёнка за любую попытку протеста или наоборот — никогда с ним не спорить, он не сможет освоить разнообразие стратегий реакции на стресс. Останется только один из двух вариантов: капитуляция или позиция «упрямого барана».

Больше утешайте, а не воспитывайте

Ситуация: у ребёнка не получилось собрать пирамидку. Он вдруг расплакался и полез к вам на руки. «Вот так и вырастают хлюпики, надо отучить его чуть что бежать к маме», — может подумать взрослый.

Что происходит на самом деле: малыш ищет утешения, фактически возвращаясь на стадию донашивания. Психологи называют это «психологическая утроба» — успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.

Объятия — это универсальное решение трудных проблем. Способность одного человека быть для другого «психологической утробой», дать ему утешение и успокоение называют способностью к контейнированию. В этом есть потребность даже у взрослых. Конечно, в отличие от малышей, взрослые не прибегают к контейнированию по каждой мелочи. Упустить свой автобус неприятно, но никто не побежит из-за этого искать успокаивающие объятия. Однако, если стресс серьёзный, без контейнирования обойтись будет сложно.

Unsplash / Jor­dan Whitt

Дети более уязвимы. Их нервная система незрела, а способность совладать со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому, если ребёнок чего-то хочет или ему что-то не нравится, ситуация захватывает его целиком. Если у него есть взрослый, который всегда готов принять в свои объятия, контейнирование становится волшебной палочкой возрождения.

Чего не нужно делать: проявлять равнодушие, стыдить, ругать, угрожать. Например, малыш увидел лающую собаку и испугался. А вместо успокаивающих объятий родитель начинает стыдить его, говорит, что собака не страшная. Или сам пугается и убегает. Или идёт ругаться с хозяином собаки, оставляя рёбенка одного.

Испытывая сильный стресс, рёбенок вынужден рассчитывать только на себя. Его не взяли на руки, разрешения ситуации не наступило. Значит, он должен сам держать себя в руках. Выразить чувство невозможно, поэтому его нужно подавить и заблокировать. Заморозить внутри психики тот момент, с которым малыш не смог справиться, а помощи не получил.

Так происходит «запечатывание» травматического опыта. Стресс остаётся в психике, как заноза.

Если ребёнка продолжают воспитывать вместо того, чтобы утешать, или бросают без помощи, с освоением мира возникают проблемы. Ребёнок не понимает, как рваться вперёд, не бояться новых испытаний, если из стресса не будет выхода и никто не придёт на помощь.

Малышу приходится стать контейнером для самого себя. Для взрослых это нормально, мы так поступаем в большинстве случаев. Но рёбенок не готов, у него нет ресурса, чтобы заботиться о себе. И он отращивает «защитный панцирь» — учится терпеть боль и не воспринимать её. Все живые существа делают это: если опасность превышает возможность справиться с ней, разумнее всего притвориться мёртвым. Конечно, это удобно. Ребёнок не плачет, не жалуется. Но рано или поздно «панцирь» даст трещину, из которой вырвутся протуберанцы неконтролируемой ярости.

Что лучше сделать: утешайте, обнимайте и принимайте чувства ребёнка, чтобы он учился справляться с жизнью. Помогите ему прожить стресс и выходить из него, а не глотать. Пусть ребёнок плачет, боится и протестует. С заботливыми родителями, которые понимают его чувства, он научится принимать несовершенства мира.

Редактор «Горящей избы» и амбассадор саморазвития на диване. Смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. Слежу за профессиональными стилистами и новостями моды, штудирую книги об истории индустрии и мечтаю о встрече с Анной Винтур.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector